bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

О патрициях и галлюцинациях 9

Часть 9. Тертуллиан твою налево...



Русские люди, они такие - если лезут в бутылку, то обязательно в кирзачах. Кирзачи в говне. На стекле остаются разводы. Некрасиво. Так и мы - взяли и опошлили не только древний Рим (хрен с ним, кто его видел?), но и католичество, и современную Европу. Не обидели - а именно опошлили. "Наталья, вы могли бы полюбить радикала? - Ради чего полюбить?"

Современная Европа есть образование культурное. Если, говоря о русской идентичности, мы говорили о докультурном феномене, то здесь мы говорим о культурном. Читавшие "О нас и прочей хуйне" зело смеялись, пока мы шли по частностям, но когда мы начали обобщать - испытали некоторый шок. Потому что куда-то вдруг пропала великая империя, славная история, блестящие кавалеры и блистательные дамы. Остались - лица неназываемой национальности на светских раутах, хаотические метания из стороны в сторону, импотенция отечественной мысли и могучая глубинная тектоника, которой насрать на царей, империи, метания, кавалеров и даже на самое себя. Ребята, я сейчас читаю Достоевского, "Бесы". Горячо рекомендую. По сравнению с Федором Михайловичем я - сладкоустный сластопевец российской нации. Как минимум потому, что совершенно четко и честно говорю - в силу нашей архетипики у нас всегда есть шанс на чудо. Мы такие. Мы так живем. Мы живем не по разумению, а по промыслу божьему. Вы ж ведь и раньше смеялись над нашей безвекторностью, особенно когда Задорнов эту тему поднимал... Оказывается - одно дело знать о чем-то постфактум, и совсем другое - понимать динамику, тектонику. И видеть, что впереди - все то же самое...

Говоря же о Европе, мы говорим об образовании культурном. Эта культура, которая и есть Европа, строилась тысячи лет. Миллионы людей - если считать каменотесов, монахов-переписчиков, живописцев, мыслителей - строили эту культуру. И вот мы, еще не успев начать, вдруг оказываемся в ситуации, когда все ставится под сомнение. Мы взяли вполне лояльный к церкви материал - книгу по истории церкви - и увидели, что существует абсолютно внятное (в общем-то) прочтение, при котором все выглядит совершенно иначе. Выглядит с точностью до наоборот.

И я вам сейчас объясню почему.

Повторяю еще раз - Европа - образование культурное. Дискурсивное. Логическое и логичное - с этим европейцы, в общем, согласны, и мы так считаем. А значит, к европейской культуре можно применить теорему Геделя о неполноте исчисления предикатов. Иными словами, в европейской культурной традиции можно придумать тезис, логично доказывающий непротиворечивость (а значит - истинность с точки зрения логики) европейской культуры, но доказать его нельзя... Иными словами, принимая западную культуру как венец развития человечества (а этот тренд сейчас является доминирующим у нас и является доминирующим на западе), мы должны согласиться с тем, что в самом сердце западной культуры, в самом ее центре коренится глубокое сомнение в верности "курса партии"...

Если западная культура принимает свою логичность и последовательность как реальность - она должна испытывать постоянные и глубочайшие сомнения по поводу самой себя. Эти сомнения должны быть и должны действовать всегда, действовать подсознательно. Это должно быть постоянным, перманентным и имманентным фактором социально-психологической реальности западного человека. Просто потому, что Европа - система культурная... И чем сложнее культура, чем выше уровень развития Европы - тем значительнее должны быть и сомнения.

Существует превосходный и простой способ, как обойти эти сомнения. Достаточно признать, что в основе европейской культуры лежит некоторое количество заблуждений, предрассудков и глупостей. Но нам это, в общем, жить не мешает. Но это работать не будет в культурном окружении. Потому что таинственные глупости, заблуждения и предрассудки, про которые мы знаем, что они есть, имеют свойство порождать непредсказуемые результаты. Мы вспоминаем буквально вторую или третью беcеду из цикла "О нас и прочей хуйне" и видим, как вся Европа проваливается в русскую степь с потрохами...

Философская максима: русский - это европеец, который сомневается в своей европейскости. Точка.

И кому сейчас смешно, если над этим подумать?

Существует другой способ преодолеть перманентное сомнение (а вы уже догадались, что оно порождает алертность) европейца. Необходим сублиматор алертности, достаточно интенсивный, чтобы ее погасить. В случае Европы - это идея Величия.

Приглядываясь к католицизму, мы заметили нечто интересное. С одной стороны, христиане как последователи Христа, победили империю зла, повергли Рим. Величие их бога, даже будучи написанным с маленькой буквы, оказалось сильнее, чем Величие Рима. С другой стороны, Рим не остался в долгу. Рим предоставил христианам колоссальные территории культурно однородного населения, которые (еще по опыту христиан в Вечном Городе) прекрасно подходили для обращения. Рим замотивировал христиан на восстановления самое себя. Знаете как это называется? Вы меня победили, теперь это ваши проблемы, будете копать от забора до обеда, но канаву мне вырыть! В этом смысле Рим победил Христа, Рим заставил христиан восстанавливать империю..

Иисус говорил - нельзя служить Богу и мамоне. Так вот, мамона - это империя. Вместо того, чтобы делами своими и молитвами заслужить себе место в Царстве Божьем на небе, католики начали строить Царство Божие на земле, почитая Величие своей империи свидетельством величия бога на небе... Это не моя мысль. Откройте Достоевского. Читайте. Откройте любой курс истории Средневековья, и читайте. По списку литературы - читайте.

Что же произошло  верой в Христа в такой вот крайне неоднозначной ситуации? Что говорил Христос? Он говорил - верующий в меня да спасется. Этого достаточно. Если мы христиане, если верим в Христа, если воспринимаем его учение всем сердцем - для спасения нам ничего больше и не надо. Что мы видим у святого Иеронима? «С гибелью Рима была обезглавлена Римская империя, или, скорее, вся вселенная». Мы видим, что не Христос главный, а Рим, ибо он есть глава всей вселенной. Христос подвергся процессу номинализации, то есть был рационализирован как элемент культуры Рима.

Номинализация - очень интересная штука. Любая концепция в процессе номинализации подвергается усреднению, вгоняется в "средние рамки", усредняется. Вот возьмем Манифест Коммунистической партии. Манифест явился следствием развития теории буржуазного общества, изложенной в Капитале. Рассматривая буржуазное общество, Маркс не мог не отметить происходящий при этом процесс расслоения общества, обнищания бедных и обогащения богатых. Более того, рассматривая вопрос концентрации средств производства в одних руках, и лишения средств производства других, он не мог не прийти к вполне закономерным выводам. Если во времена Рима или Киевской Руси лишившийся всего крестьянин мог вырыть землянку, изготовить себе соху и взрыхлить себе участок земли под поле (и это, в сущности, было тогда нормой), то уже во времена Маркса это было невозможно, поскольку земля кому-то принадлежала, и для выживания крестьянину необходимо было вступить в сложные социальные отношения найма. Что, впрочем, никак не решало жилищный вопрос. Маркс понимал, что такой вот крестьянин не может не восстать, и попытался представить себе такое вот восстание, такое движение.

Если до Маркса все восстания носили локальный характер, ибо были вызваны локальными проблемами конкретных крестьян с конкретными феодалами/помещиками/лендлордами, то по мере распространения интернациональной по своей природе буржуазной модели, вызванные ей восстания не могли не стать интернациональными. Локальная проблема вызывает локальное восстание, всеобщая проблема - всеобщее восстание. Манифест в той форме, в которой он был опубликован, был призван остановить буржуазию, напугать ее призраком грядущего всемирного катаклизма. Что характерно, во время Великой Депрессии в США Теодор Рузвельт создал трудовые армии по образцу манифестовских, и на 2010 год 80% муниципальной собственности США - это то, что сделали эти трудовые армии. Вместо того, чтобы позволить стране погрязнуть в хаосе, Рузвельт "спустил пар", создав не самый лучший, но гарантированный вариант трудоустройства, и заодно заложил основы для последующего взлета экономики. Более того - по мере развития идеологии коммунизма и социализма в СССР те же США были вынуждены проводить социальную политику, направленную на предотвращение описанного Марксом хаоса. Негры в штатах должны быть благодарны не Кеннеди, а Ленину - за то, что тот напугал американскую администрацию... Если бы буржуа имели достаточно прозорливости, им не нужна бы была пугалка в нашем с вами лице.

После своего создания идеология, выраженная в Манифесте, была имплантирована на территорию Российской империи. Немецкие спецслужбы оплачивали через Парвуса партию большевиков в целом, и Владимира Ильича в частности - для того, чтобы вывести Россию из войны - раз, и из числа союзников Британии - два. Немцы надеялись, что внутренние волнения в России вынудят императора прекратить и то, и другое. Британцы, заинтересованные в установлении власти над одной шестой суши, и традиционно принимавшие участие в пособничестве российским террористам (вплоть до цареубийц, Английский клуб тут тема вкусная), им всецело помогали, но со своим интересом. Им казалось, что если обрушить власть императора, Россию можно будет колонизировать обычным образом. Они же не думали, что у нас получится... После революции сразу же воспоследовало вторжение Антанты, а с его неудачей британцы безо всякого стыда добились создания нефтяных концессий в Баку. Результат - в 1917 мы начали получать у себя на дому Манифест в количестве и качестве, но уже не абстрактно, а чисто эмпирически...

В 1920-м, когда большевизм у нас победил, возникла следующая проблема. Каноническое учение у нас было - одна тоненькая книжечка и несколько толстых. А реальность, которая была вокруг нас, была большая, жестокая, голодная и холодная. Книжечками этими разве что подтереться... И начиная с 20-го года и до 24-го мы занимались номинализацией коммунизма, адаптируя его под нашу реальность. В процессе этой номинализации уже к 24-му году то, что получилось - уже ничем не напоминало Манифест. Партийные дискуссии 22-24 годов (и далее, до полного их прекращения товарищем Сталиным) - это процесс порождения идеологии, одинаково хреново сочетающейся как с Манифестом, так и с реальностью. Окончательную точку в вопросе построения коммунизма поставил товарищ Сталин, объявив о нашей победе. С этого момента никакой корреляции между Манифестом и советской действительностью не было в принципе и никогда... Партия у нас называлась коммунистической, официально-декларативно мы шли к коммунизму, но то самое, к чему мы шли, к первоначальным источникам учения отношения не имело, как и пути-дорожки наши...

Это и называется - номинализация.

Давайте посмотрим на то, как номинализировали христианское учение. На первом этапе, пока христиан было мало, они формировались в небольшие разрозненные группы. По мере роста численности эти группы налаживали связь друг с другом и создавали иерархию. Иерархия в сетевой структуре - абсолютно естественный метод формирования коммуникаций, тем более, что верхние ступени иерархии - апостолы, их любимые ученики и т.д. - были в наличии. Начиная с определенного момента христиане представляли из себя диковатое, но вполне консолидированное сообщество. Это сообщество не могло не привлечь внимания римской администрации по одной простой причине. Христос был казнен как мятежник Римом и по римским законам, и его последователи не могли рассматриваться иначе, чем мятежники... Начиная с этого момента (с момента начала преследования) для христиан наступили столетия гонений. Начиная с этого момента задачей христиан стало обретение социального признания.

Повторяю для тех, кто в танке. Христос был казнен Римом, римским прокуратором, по римским законам (в той части, в которой прокуратор надзирал за местным законодательством в Иудее), по обвинению в мятеже протв Рима (ибо считали его царем иудейским, а царя Иудеи мог назначить лишь император Рима). Его последователи не могли не считаться террористами. Теология христианства римлян не заботила совершенно. Только потом, спустя много времени, неоднократно наблюдая твердость духа и истинный стоицизм, они начали проникаться духом христианства и величием Христа. Римлян погубила их тупость и самовлюбленность. Если бы они разбирались в учении с самого начала, христианство так и осталось бы мелкой иудейской сектой - как минимум потому, что Христос не был бы распят, и как максимум - потому, что не погибли бы героически многие другие...

Обретя социальное признание (в виде прекращения гонений), христиане сами не заметили, как попались в ловушку. Социальное признание предполагает как минимум социальную ответственность. Как только Константин Великий повел в бой войска под христианскими лозунгами - христиане перестали быть верующими в своего бога, и стали ответственными за империю. Христос как говорил апостолам? Христос говорил - вас будут преследовать. Преследовали? Преследовали. Он говорил - вы будете умирать мученической смертью. Умирали? Умирали. Он когда-нибудь говорил "вы будете управлять империей"? Нет. Иисус говорил - "вот когда вас отпреследуют по самое не балуйся, и когда вы мученическую смерть за веру примете, и соответственно умрете - вот тогда вы в Царствие Божием сядете со мной, значит, в раю пить и кушать"... Борьба за социальное признание, само социальтное признание в учение Христа никогда не входила. Более того - Христос призывал разделять государство и бога. "Богу-богово, кесарю-кесарево" - говорил он. Фраза, в общем, не новая, только раньше она звучала несколько иначе - "что положено Юпитеру, то не положено быку".

Христианское сообщество, организованно преследуемое соответствующими институтами римского государства, под их давлением превратилось в социальную структуру - церковь. Церковь не решает вопросы веры, церковь занимается вопросами социального существования носителей веры в текущих условиях. Христиане были настолько глупы, что этого не поняли. Церковь не есть субъект (или метод проявления) бога на земле - церковь есть социальный институт с определенными функциями. Давайте посмотрим на то, каким образом продолжилась эволюция христианства в разных регионах.

В Армении, как (частично) римской провинции, гонения на христиан были. Однако из Малой Армении (являвшейся римской провинцией) христианство распространилось на Великую Армению (самостоятельное образование), в результате чего в 301-325 годах христианство было принято государственной религией. Важно отметить, что на большей части Армении, как на суверенной от Рима территории, христиане жили вполне нормально. Более того, испытывая давление со стороны Ирана, Великая Армения опиралась на христиан как на естественным образом противостоящих захватчикам. В результате такой борьбы за признание, как в Риме, армянские христиане (в сумме) не вели - и сейчас только интересующиеся знают, что Армянская церковь - древнейшая христианская церковь в мире. Естественное направление христианской проповеди для армянских христиан было направлено в сторону языческих соседей, не находящихся под властью Рима. Люди это были дикие, наивные, в чем-то даже симпатичные. Посему после крушения Римской империи Армения лишь вздохнула спокойно - и продолжила вбивать в тупые головы соседей постулаты истинной веры, чем под руку попадется.

В Египте, как римской провинции, все происходило вполне в армянском духе. В Ассирийской церкви гонения были, но не от римлян, не с римским остервенением, и церковь живет нормально, с поправкой на своеобразие территории. Антиохийский патриархат, положивший начало Сиро-Яковитской церкви, и сама церковь - вполне себе внятные структуры. Маланкарская церковь - вообще образец христианских добродетелей. Никакой империи, чистое миссионерство среди свежих незамутненных умов. Александрийская ветвь христианства (к ней мы еще вернемся в связи с исламом) вообще почти не претерпела гонений. В Александрии христиане столкнулись с богатым местным букетом, и гоняли их только при Септимии Севере - очень недолго и без должного тщания.

Византия - да! Византия дала жару - никакого попкорна не хватит. Будучи третьесортной римской провинцией, да еще и частью "греческого заповедника" (а це Нечупара - наше маленьке потворне посміховисько), особых гонений, по отношению к общеримским, она не испытывала. Зато после распада Римской империи на Западную и Восточную - она получила своего императора. Так получилось, что этот римский император в наследство получил довольно нестабильную кучу территорий, с большим количеством христиан, и сообразил, что гонять беса - занятие не самое плодотворное. Константин Великий уникален тем, что будучи язычником, выступал арбитром в христианских спорах, вплоть до Никейского Собора. Так вот, Константин попал в ситуацию, когда ему пришлось заново строить империю. Отсюда войны, отсюда попытки возглавить церковь и объединить ее с другими церквями. Кое-что получилось, кое-что - нет. Однако войны, в том числе войны, приводящие к нападениям на Рим (а римская церковь не подчинялась Константину) в конце концов не позволили ему продвинуться дальше минимальных успехов. Как всякий язычник, он делал ставку на силу, используя христианство в качестве инструмента. В деле же объединения церквей нужно было опираться на Христа, но не сложилось. На западе византийцам противостояла римская церковь, не менее древняя и заслуженная, но несравненно более закаленная и поднаторевшая в боях еще с тем Римом. Христианская экспансия для Византии на запад была закрыта. А христианская экспансия на Восток, в земли новые к людям незамутненным - это дело долгое и трудное, византийцы запустить-то его запустили (Кирилл с Мефодием), но плоды собрать уже не успели...

А что римская церковь? А римская церковь оказалась в эпицентре банкета - знай жри, да не лопни... С одной стороны, на запад от Рима располагалась огромная территория бывших провинций. В каждой из этих провинций были свои христианские общины, и каждая из этих общин в годину лютую гонений - подчинялась Римской церкви. В годину менее лютую (с точки зрения давления именно на христиан), но более бардачную (с точки зрения административного хаоса) ни у одной из них не было желания межеваться. Как при Риме из Рима ждали спасения, так и после Рима - ждали того же. С другой стороны, перед Римской церковью были орды варваров, ходивших в Рим как на экскурсию, тихо фигевших и до осатанения в душе завидовавших. И каждый хотел основать такое же, и каждый понимал, что не выйдет. И к каждому подходил смиренный христианин и предлагал прейскурант...

Предложив Величие Рима варварам в качестве товара, церковь требовала взамен малого - принять Христа и следовать советам. Обещала помочь со строительством и администрированием. В случае отказа грозила геенной огненной и всякими прочими неприятностями. Обещала горы Величия и реки золота на берегах процветания. По сути своей, Римская католическая церковь произвела первую в истории массовую вербовку, и где - в высших эшелонах власти! Витя Суворов со своими рассказами из "Аквариума" отдыхает... Шутка ли - Лангобарды, варвары, подарили папе римскому несколько территорий с правом политического управления над ними. Вот так взяли - и просто так подарили...

В тот же период Теодорих Великий (+526) основал готское королевство в Италии (493), воссоздав в нем все римские административные структуры вплоть до сената. Царствование его было на удивление благополучно. Римляне жили бок о бок с варварами, а Теодорих умело балансировал между арианами и католиками. Некоторые из католиков прославили его царствование, например, Боэций (+524), последний философ античности. Кассиодор (+583), первый, если можно так выразиться, «гуманист», сумел в основанном им монастыре Вивариуме сохранить для нарождающегося средневековья сокровища античного знания, переписывая рукописи; он же спас от уничтожения и римскую ciuilitas - столь дорогую ему культуру жизни и поведения, характерную для римской цивилизации.

Что характерно - когда пришло время собирать плюшки, останки Теодориха христиане из мавзолея выкинули. Ибо нефиг...

По сути своей, в деле распространения учения Христа на территорию Европы церковь занялась социальной инженерией. Если мы вспомним наше обсуждение римских достижений, если вспомним, что именно социальная инженерия была главным достижением еще той Римской империи - то поймем, что обнаружили ту точку соприкосновения, ту смычку, которая и осуществляет преемственность культуры, знания, образа мысли и жизни от счастливых древнейших времен к нашим варварским...

Начиная с этого момента деятельность Римской Католической церкви перестает быть распространением учения Христа и становится имперской реконкистой под знаменем христианства. Церковь не только лишь проповедует, но действует и иными методами убеждения - где огнем, где мечом, где серпом по яйцам. Начиная с этого момента наследие старой империи собирается сперва в вивариумы, а затем - в монастырские библиотеки. Именно там мы находим труды Платона, Аристотеля, Демокрита, Тита Лукреция, Софокла, Эврипида и многих-многих прочих. Мы понимаем, почему в голой нищей франции строился собор Парижской Богоматери - крайне нетривиальное сооружение даже по меркам современного строительства. Клиент хотел Величия - вот вам Величие...

В этой ситуации фигура Христа, как центральная для христианской догмы, и сама христианская догма были номинализированы. Давайте посмотрим, почему. Допустим, я Христос, а вы - неофит. Вы видите, какой я классный пацан, какой я добрый и любящий, ну и все такое прочее. Вот сколько таких, как вы, я могу иметь в своем окружении? Христос имел двеннадцать. Меня распяли, вы идете и начинаете парить мозги мытарю (а мытари люди ушлые), что вот-де был такой клевый парень, и если ты нахрен пошлешь карьеру, бросишь семью, останешся в одном рубище - то может быть, после смерти, если там кому-то будет угодно... Не канает, верно? Во времена наивные, во времена религиозные, во времена скорее интуитивные, чем рациональные - могло проканать. Сейчас, чтобы устроить секту - нужно очень много очень специфических знаний (тут я как эксперт говорю, плавали, знаем), и все равно на одного обращенного будет пара-тройка десятков отшатнувшихся. Причем не только отшатнувшихся, а - стихийных контрпропагандистов. И стесняться они не будут.

Для обращения большого количества людей требуется не только личное обаяние - требуется парадигма и метода. Требуются свидетельства (вы себе не представляете, какие вкусные могут быть свидетельства даже сейчас, в применении к современному человеку). Требуются убедительные доказательства. А чтобы представить доказательства, нужна теория.

Теорию оттачивали дружно. На Вселенских Соборах. Особенно рекомендую Второй Эфесский Собор.

Были зачитаны отрывки из вероопределений предыдущего Эфесского Собора. Далее Диоскор заявил, что Флавиан и Евсевий должны быть низложены как отступившие от этой веры. Под этим подписались 135 епископов. Но Халкидонский Собор засвидетельствовал, что актам описываемого Собора нельзя доверять. Тысячная толпа монахов во главе с Варсумой ворвалась на заседание и угрожала насилием епископам на стороне Флавиана. Их секретарям переломали пальцы, чтобы они не могли делать записи, а сам Флавиан был жестоко избит. Многие епископы подписались под угрозой расправы, некоторые подписали чистый лист, а другие не подписались вообще, но их имена были всё равно добавлены в акты.

Иларий произнёс "Contradicitur" (возражается), аннулируя приговор от имени папы, и с трудом скрылся. Флавиан был отправлен в ссылку и умер через несколько дней в Лидии.


Ребят, это - последователи учения о смирении. Последователи учения о доброте. О любви. Ведущие специалисты. Ну ёб жеж твою мать, так сказать...

Вера - категория эмоциональная. Вера - это самое базовое, что есть в человеке. Разумом нельзя оценить веру, нельзя ее скорректировать - для этого она слишком глубоко находится. Она фундаментальна. Религия - это способ совместных переживаний веры. Читайте Хейзингу, он этот вопрос очень хорошо осветил. Пока существуют люди - вера будет. Так устроен человек. Без религии невозможно государство - как тогда, так и сейчас. Проводником религии в государстве является церковь. Она необходима, что ты не делай - она будет. Даже в СССР, с его религией атеизма, существовала своя церковь - Институт Марксизма-Ленинизма. Даже в Америке, с ее религией "демократии", существует своя церковь - Госдеп и учрежденный им Национальный Фонд поддержки демократии.

Давайте посмотрим, что решалось на Первом Никейском Соборе.

Протоколы Первого Никейского собора не сохранились (историк церкви А.В. Карташёв считал, что они и не велись). О решениях, принятых на этом Соборе, известно из более поздних источников, в том числе из деяний последующих Вселенских соборов.

  • Собор осудил арианство и утвердил постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении.
  • Был составлен Символ веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским.
  • Зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).
  • Собор также установил время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

В первом же пункте собравшиеся христиане утверждают природу Бога. Коллегиально. Плюрализмом и консенсусом. Если бог ваш есть Бог - как вы можете обсуждать его природу, ибо он есть прародитель всего сущего, немыслимый и непознаваемый? Можно считать, что это относится к культуре, но нельзя считать, что это относится к Вере. В этом смысле я очень хорошо понимаю, и даже разделяю Тертуллиана.

Письменных свидетельств эпохи Христа не сохранилось. Первые дошедшие до нас источники отделены от личности Иисуса минимум двумя столетиями. На момент второго века нашей эры количество Евангелий доходило до 50, и в списках они сохранились. Первые канонические тексты Евангелий - это третий век (и тексты на греческом). Не сохранилось даже протокола допроса Иисуса Понтием Пилатом (хотя римская администрация вела дела аккуратно). Из всех евангелий было выбрано четыре, остальные были объявлены богохульными и ныне известны как апокрифы. Список канонических книг был утвержден аж в четвертом веке на Лаодикийском соборе. При этом постановление Лаодикийского собора не признается полностью, но ни на каком другом отвергнуто не было. Вместо этого используются Апостольские правила, при этом дата написания первого списка не известна. Самый ранний предшественник Апостольских правил - Дидахе - датируется 2-м веком нашей эры, но единственный сохранившийся список датирован 1056-м годом...

Вот вам текст Дидахе. Смотрим на главу 9 (о евхаристии) и читаем буквально следующее:

1. Что же касается Евхаристии, совершайте ее так. 2. Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 3. О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. 4. Как сей преломляемый хлеб был рас [71] сеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки.

А теперь пристегиваемся... Как говорят в православных молитвах? "Слава тебе, Отцу, и Сыну, и Святому Духу". Как сказано тут? "Ты ... через Иисуса ..." То есть отождествления Бога и Иисуса нет и в помине (тут мы впадаем слегка в арианскую ересь, глядя на канон снаружи). И еще говорят о каком-то вине. Вино - давний сакральный суфийский символ, означающий истину... Омар Хайям - суфий и ученый - в своих известных рубайях писал именно о этом вине, а не об алкогольном напитке. Чаша - давний суфийский символ. И вино, и чаша как сакральные символы, восходят через предшествующие исламу и христианству религии к значительно более древним. Даже в Древней Греции был бог виноделия - Дионис, причем не факт, что он не был импортирован из Минойской культуры, а та не завезла его из Месопотамии, по иронии судьбы ставшей колыбелью и иудаизма, родителя христианства... Более того, сам стиль написания Дидахе довольно неплохо коррелирует с Кораном, что как бы естественно, учитывая (возможно) обильные общие корни, а также происхождение ислама (мы об этом еще скажем) от Александрийской ветви христианства, опирающейся на то же Дидахе. Сделали мы последнее замечание вот зачем. Три цитаты:

Поэтому я говорю: Если хозяин дома знает, что приходит вор, он будет бодрствовать до тех пор, пока он не придет, и он не позволит ему проникнуть в его дом царствия его, чтобы унести его вещи. Вы же бодрствуйте перед миром, препояшьте ваши чресла с большой силой, чтобы разбойники не нашли пути пройти к вам. Ибо нужное, что вы ожидаете, будет найдено.

1. Кто, пришедши, будет учить вас всему этому, пред сим сказанному, примите его. 2. Если же сам учащий, совратившись, будет преподавать иное учение к ниспровержению (вашего служащее), то не слушайте его. Но (если он учит) в преумножении правды и ведения Господа, примите его, как Господа. 3. Относительно же апостолов и пророков согласно повелению евангельскому так поступайте. 4. Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят , как Господь. 5. Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три (дня), то он лжепророк.

9. Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу. 10. Воспримет его тот, кто страшится, 11. и уклонится от него самый несчастный, 12. который войдет в Огонь величайший. 13. Не умрет он там и не будет жить. 14. Преуспел тот, кто очистился, 15. поминал имя своего Господа и совершал намаз. 16. Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, 17. хотя Последняя жизнь — лучше и дольше. 18. Воистину, это записано в первых свитках — 19. свитках Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея).

Евангелие от Фомы, Дидахе, аль-Аля. Гностическое, апокрифическое (нынче), ислам. При этом в цитате из аль-Аля есть упоминание двух иудейских пророков - Авраама и Моисея. Каждый из текстов взят в чистоте, до правок (ислам пока еще рашпилем не доводили), до номинализации. Откройте Католический Катехизис. Читайте:

С самых ранних времен катехизацией стали называть весь комплекс усилий в Церкви в воспитании учеников, в помощи людям верить в то, что Христос есть Сын Божий, чтобы благодаря вере они имели жизнь во имя Его,чтобы воспитать их и дать им образование в этой жизни и построить таким образом Тело Христово.

"Катехизация"-это воспитание веры в детях, молодежи и взрослых, в котором содержится главным образом христианское вероучение, преподаваемое обыкновенно органично и систематически, чтобы вводить во всю полноту христианской жизни".


Это - тот же отрывок, в общем. Евангелие от Фомы - иносказательно - о сохранении веры. Дидахе - о сохранении веры. Аль-Аля - о сохранении веры. Здесь, в общем, то же... Речь Леонида Ильича Брежнева на 26-м съезде КПСС (отрывок):

Условия, в которых мы живем и работаем, за последнее время значительно изменились. Иным стал советский человек, обогатились его знания, повысилась эрудиция, значительно выросли духовные запросы. В то же время расширился и арсенал средств, находящихся в распоряжении наших идеологических работников. Надежный канал повседневной информации : 380 миллионов экземпляров газет и журналов. 380 миллионов! 75 миллионов телевизионных экранов зажигаются ежедневно в нашей стране. С другой стороны, возрасла активность пропагандистких средств классового противника, усилились его попытки оказывать разлагающее влияние на сознание советских людей. Исходя из этого, Центральный Комитет Партии сформулировал задачи улучшения идеологической и политико-воспитательной работы. Они изложены в постановлении ЦК от 26 апреля 1979 г., это документ долговременного действия. По существу, речь идет о перестройке. Да, я не оговорился : именно о перестройке. Перестройке многих участков и сфер идеологической работы. Надо добиться, чтобы ее содержание стало более актуальным, а формы отвечали современным запросам и потребностям советских людей.

Последние две цитаты - номинализированы изначально, они создавались номинализированными. Номинализированное христианство и номинализированный коммунизм... Бог католичества есть бог ума, а не бог сердца.

Второй - третий - четвертый века нашей эры - это время, когда мистический, духовный аспект христианского учения выхолащивался из христианства. Это время, когда бог номинализировался. Это было время, когда люди начали активно конструировать образ бога таким, чтобы он был им близок и понятен. Принципы этого процесса, его детали определили развитие Европы на столетия вперед. Мы рассмотрим этот процесс далее, а пока представим себя на месте Тертуллиана - во втором веке нашей эры. Еще живы те, кто участвовал в первых христианских мистериях, за поклонение Христу еще можно лишиться жизни, но уже вовсю идет процесс переосмысления и переконструирования завета в доктрину. Философ, умница, понимающий, что происходит - что он мог оставить потомкам. Одну только фразу "Верую, ибо абсурдно". В самом деле, что делать, если абсурдно? Только веровать...



Tags: О патрициях и галлюцинациях
Subscribe

  • Хто всравсь?

    Замечательный ролик. Я давно уже с восторгом слежу за тетей Монтян. И этот ролик - он, фактически, просто один в череде многих, которые посвящены…

  • Маленький ответ о будущем :)

    Хороший, но уже сакраментальный вопрос поднят Николаем Яновичем Азаровым в данном ролике. А именно, "что будет с Украиной после завершения…

  • Отходя ко сну...

    Чтобы организм смог правильно усвоить шашлык, за раз можно съесть не более 200-300 граммов мяса. Безопасную для здоровья порцию шашлыка в беседе…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments