Ой, простите, хотел вставить другую картинку:
Ну да ладно, и так сойдет...
Итак.
Начнем с вот этого:
Украина переживает такой чудовищный эксперимент по изменению, трансформации идентичности, что очень скоро чисто субъективно из исторически оформившихся вариантов самоидентификации украинцам останется только русскость. Потому что насильственное внедрение "украинства" вместо когда-то, еще при СССР имевшейся украинксости, преемственной от малороссийскости, с ее певучим языком, изощренностью внешне простой патриархальности и прочими очень оригинальными культурными и эстетическими элементами, ведет к разрушению и гибели. Сформированная столетиями украинская культура оказалась слишком хрупкой, чтобы выдержать новодельного монстра "украинства", и я наблюдаю, как она рушится, и на ее месте образуется пустота. Либо она будет заполнена чем-то, либо не будет ничем и никогда.
Мысль о том, что разрушенную староукраинскую ментальность можно заполнить или заменить европейской - нонсенс. Во-первых потому, что нет европейской ментальности, Европа состоит, как лоскутное одеяло, из контрастных кусочков. Соответственно, все европейство сводится к приобретению неких общих, интегрирующих, но не имеющих самостоятельного и независимого культурного контекста, элементов. То есть - вместо европейской культуры мы получаем кич-культуру. Однако если кич производен от базовой, живой эстетики - украинский кич не производен ни от чего, точнее, производен сам от себя. Езжайте в Европу, спросите француза, кто он - он вам не скажет "европеец". Он скажет "я француз". Немец скажет "немец". И так далее. В этом смысле у украинцев, переживших принятие "украинства", зияет огромная черная дыра. Это трагедия. Европейская культура строится вокруг истории, украинство же уничтожает и переписывает историю, и потому не может быть фундаментом для построения европейской ментальности. Скоро украинцев на территории Украины не останется.
Так что украинцам останется русскость. Тем, кто захотят жить дальше и чтобы дети их жили. Но к этому еще нужно прийти, нужно пройти эту дорогу.
Ребят, давайте поговорим вот о чем. Сперва была Киевская Русь, потом - татаро-монгольское иго. Если во времена Киевскрй Руси
Обратите внимание - под иго попала не вся территория современной Украины. Значительная часть, включая территории Полтавской и Львовской областей, под управление Орды попала ненадолго. Так получился культурный раскол. Между Большой Русью, и осколком, до которого у татар просто не дошли руки, и затем, в процессе распада Орды, умело использовали его в качестве буферного государства с Европой.
Княжество платило ежегодную дань Орде[18], но сведения о переписи населения, имеющиеся для других регионов Руси, для Галицко-Волынского княжества отсутствуют. В нём отсутствовал институт баскачества. Князья были обязаны периодически высылать своё войско для участия в совместных с монголами походах. Галицко-Волынское княжество вело самостоятельную внешнюю политику, и ни один из князей (королей) после Даниила Галицкого не ездил в Золотую Орду.
Мы видим ограниченное влияние Орды на западноукраинские территории.
По мере распада Орды происходила административная фрагментация. Посему получалось, что лежащие на торговых путях центральные части Орды были богаче, сильнее и оказывали большее влияние на окружающих, нежели периферийные. Борьба Большой Руси с татарами происходила с севера, при этом своим флангом (Владимир, который город) противостоя центральной, наиболее сильной части Орды. Кроме того, ханства враждовали друг с другом, и использовали русские южно-русские части в своих походах, а русские еще и друг с другом конфликтовали. В процессе всех этих многочисленных раздач княжество Литовское утверждалось на территории Киева, взимая ордынскую дань по договору с ордой, но самих ордынцев на территории уже не было.
История Киевской земли в первое столетие после нашествия известна очень плохо. Как и в Северо-Восточной Руси, там существовал институт баскаков и происходили набеги, самый разрушительный из которых отмечен на рубеже XIII—XIV веков. В результате сокращения населения и, как следствие, падения доходов церкви на юге[14] киевский митрополит переселился во Владимир. В 1320-х годах Киевская земля попала в зависимость от Великого княжества Литовского, однако в ней продолжали пребывать ханские баскаки[14]. В результате победы Ольгерда над ордынцами в битве при Синих Водах в 1362 году с властью Орды в регионе было покончено, однако, Великое княжество Литовское в 70-е годы XIV века возобновило выплату дани с южнорусских земель в рамках союза с западноволжской Ордой[14].
Черниговская земля подверглась сильному дроблению. На короткое время её центром стало Брянское княжество, но в конце XIII века оно, предположительно при вмешательстве Орды, стало владением смоленских князей. Утверждение литовского суверенитета над Смоленской и Брянской землями произошло во второй половине XIV века.
В данном случае мы видим, как влияние Орды на киевских землях подменяется влиянием западных стран, и как эти земли исключаются из борьбы за свободу от ордынского влияния. В отличие от Малой Руси, Большая Русь продолжала борьбу, которая привела к сплочению русских земель вокруг Москвы. И здесь нужно понимать один интересный момент. Москва таки победила Орду и таки отстояла свой суверенитет, а Киев - нет.
Результатом Орды для Киева и Большой Руси стали утеря политического суверенитета Киевом, и централизация и укрупнение Москвы, превращающейся из княжества в государство. Можно утверждать, что политическая мысль на западно-русских и велико-русских землях формировалась различным образом, и если Москва в значительные периоды истории была сувереном, то Киев долгое время находился в вассальной зависимости.
Собственно говоря, Богдан Хмельницкий заключал соглашение с Российской империей для защиты от набегов соседей - поляков, татар и так далее - именно с точки зрения вассальной политики. И именно с точки зрения вассалитета Украины все институты управления, включая институт гетьманства, на территории Украины был сохранен царской властью, и со временем, утратив свое значение в рамках имперской системы управления, гетьманов перестали избирать. В то время, как Московское княжество, в борьбе с Ордой развивало свои институты сперва до уровня государственных, а затем до уровня имперских, самоуправление Украины сохранило свой административный уровень вплоть до момента вхождения в состав Российской империи.
Ребята, это история. Это не стыдно. Это надо знать, чтобы ориентироваться в окружающем мире.
Несомненно, если бы территория нынешней Украины не оказалась на периферии процесса, культурного и ментального раскола между западом и русскими землями не было бы. С другой стороны, для Москвы это означало военный конфликт за западные земли с Литвой и Польшей, к чему она не была готова ни в экономическом, ни в военном плане долгое время. Зато, став Империей, Россия со временем присоединила не только территории Украины, но также и территории Польши и всей Прибалтики.
Так что украинцы могут не обижаться - те самые польские паны, ляхи, попившие украинской кровушки - они тоже оказались в вассальной зависимости...
Российская историческая наука много говорит о победе над Ордой. Это факт. Однако точно такой же факт, что она не отрицает своего вассалитета под Ордой долгое время. Она не закрывает на это глаза. Россияне помнят, что такое Иго, и памяти этой не боятся. И тот факт, что они в конце концов сплотились и победили - делает эту победу значимой, определяющей. Если бы россияне отрицали Иго (такие лженаучные утверждения присутствуют), если бы они отрицали факт вассалитета русских князей перед ордынскими ханами - тем самым они обесценили бы свою победу.
Победа над Ордой тем более значима, что это была победа над Игом, понимаете?
Я в свое время читал учебник истории Украины. Там умалчивались целые пласты истории. Победное шествие гетьманов, в полном соответствии с традициями позднесоветской официальной пропаганды - было. А колоссального пласта истории - не было. Что такие были польские латифундии в Украине - там буквально одна главка была. Ребята, дорогие - вы вообще Тараса Шевченко читали? Это он про латифундии писал, понимаете? "На панщині щерицю жала", помните такой стишок? Польские латифундии - это колоссальная беда и боль Украины, отраженная в творчестве Шевченко. Но этому значащему в истории нашей страны явлению посвящена была в учебнике всего одна главка.
Шевченко посвятил ему множество произведений.
Когда украинцы говорят о крепостничестве, они опять же - игнорируя историю - забывают один очень интересный факт. Российская империя, приняв Украину под защиту, также приняла и унаследовала и всю административную структуру (включая гетьманщину) - вместе с панщиной. В составе Российской империи панство оставалось тем же, и оставалось долгое время. Однако по происхождению своему это панство и эта панщина не были российскими - они были еще от ляхов. Позднее, по причине купли-продажи и так далее - многие поместья поменяли хозяев, форма управления и собственности осталась. Это не русские закабалили украинский народ - это сделали ляхи. А когда мы с вами здесь, на Украине, восхищаемся козачеством, то забываем кое-что важное. Запорожское казачество русские не трогали до тех пор, пока казаки не выступили на стороне Турции в русско-турецкой войне. Фактически, совершив акт предательства. Но после решения о ликвидации Запорожской Сечи, каковое решение звучало грозно, кара, конечно, была чудовищная...
Сперва про то, как была захвачена Сечь:
5 июня 1775 года, на троицкую неделю, войска генерала-поручика Петра Текели вместе с валашским и венгерскими полками генерал-майора Федора Чобры в составе пяти полков конницы-пикинеров, гусар, донцов и десяти тысяч пехоты подошли к Запорожью ночью. Запорожцы праздновали зелёные святки, часовые спали, Орловский пехотный полк с эскадроном конницы прошёл незаметно через всё предместье и без выстрелов занял Новосеченский ретраншемент. Внезапность действия русских войск деморализовала казаков. Текели зачитал ультиматум, и кошевой Пётр Калнышевский получил два часа для размышления[66].
Старшины с участием духовенства после длительного обсуждения решили сдать Сечь. Однако, подавляющее число рядового казачества намеревалась вступить в борьбу с царскими войсками. Много усилий приложил кошевой Пётр Калнышевский и глава сечевого духовенства Владимир Сокальский, чтобы убедить казаков покориться. Они объясняли свою позицию нежеланием проливать православную кровь. Из Сечи были конфискованы казна и архив. После этого артиллерия Текели сравняла с землёй пустую крепость. За выполнение бескровной операции, Текели был награждён орденом св. Александр Невского[67].
А теперь про наказание казакам:
После ликвидации Сечи, казаки были предоставлены своей судьбе, бывшим старшинам было дано дворянство, а нижним чинам разрешено вступить в гусарские и драгунские полки. Но трём казакам Екатерина не простила прежние обиды. Петр Калнышевский, Павел Головатый и Иван Глоба (писарь) за измену и переход на сторону Турции были сосланы в разные монастыри[68]. Калнышевский на Соловках прожил до 112-летнего возраста и даже после амнистии Александра I предпочёл остаться там. Глоба также прожил до глубокой старости в Белозёрском монастыре[66].
Знаете, я умиляюсь вообще нравам в Российской империи. Дворянство, должность на службе (!), а трех зачинщиков сослали в монастыри, где один из самых злостных прожил аз до 112 лет, и остался там же после амнистии! Ребята, вот вы уверены, что доживете до 112 лет на свободе? А ведь это было заключение, там тяготы всякие должны были быть невыносимые, да? Это тоже наша история. И что же, казачество так и исчезло? Нет, из него появились Кубанское казачество. И существует оное казачество вплоть и до сегодняшнего дня.
Как только мы понимаем, что настоящее казачество не было уничтожено окончательно, а было переформировано и переехало, и что кубанские казаки - и есть те самые потомки легендарных запорожцев, у на меняется немного картина мира, не так ли?
Я об этом пишу не для того, чтобы возвеличивать Россию, которая в этом не нуждается. Я об этом пишу для того, чтобы объяснить одну простую вещь.
У народа есть история. Эта история такова, и именно она сделала народ таким, какой он стал. Народ заслуживает своей истории, народ имеет право ее знать. Если мы замалчиваем нашу историю либо извращаем ее - тем самым мы лишаем народа памяти (что многим непонятно, насколько оскорбительно), мы отупляем народ (вот это уже понятней), мы обесцениваем страдания, пот и кровь, имевшие место в прошлом, и лишаем нард гордости (а вот это понятно всем). Наш народ, понимаете?
Я все эти много букв написал для того, чтобы показать вам, что то, что сегодня преподносится под маркой "украинство", отношения к реальной истории и душе народа не имеет, оно основано на замалчивании и фальсификации истории, это кукла, фальшивка.
Теперь возвращаемся к моей цитате и перечитываем ее снова и снова. То, что я привел в начале статьи. Про русскость я чуть ниже скажу, а пока краткое резюме.
Лишая народ истории, вы лишаете его души, вы лишаете его судьбы народной. Народ распадается на множество индивидуумов, которые, может, и выживут поодиночке - но на месте идентичности у них будет пустота. Возможно, это не страшно на Западе - там любят, по крайней мере сейчас, разные меньшинства. Но это будет чужая культура, это будет жизнь в эмиграции. И забвение настоящей истории здесь, на Украине, приводит к тому, что мы становимся эмигрантами на своей родной земле. Мы перестаем быть народом, и становимся толпой. И даже в этой толпе мы одиноки, потеряны, дезориентированы. И у нас уже нет нашей души, и мы больше не можем вершить свою судьбу - ее вершат другие.
Я как бы технарь, история не мое сильное место, но я по крайней мере понимаю проблематику, я ее чувствую и вижу. И процесс распада Украины как народа, как культуры, сформировавшейся исторически и насыщенной душевными переживаниями, духовными метаниями и страданиями, победами и поражениями, ошибками и правильными поступками, подмена всего этого богатого содержания картинкой с телевизора - это чудовищно. Это расчеловечивание, это эмиграция в своей собственной стране, это одиночество и страдания. Люди становятся нервные, дерганые - поглядите на улице, обратите внимание.
Происходит все это из-за подмены значений слов. То, что называл Украиной Шевченко, и то, что называют Украиной сейчас, с экранов телевизоров - это абсолютно разные вещи. Телевизор не зря называют зомбоящиком. "Телеукраина" - это страна зомби, страна кукол, лишенных памяти, души, прошлого и будущего. Потому что будущее может строить НАРОД. А толпа зомби - это просто толпа ЗОМБИ. В отличие от народа, у толпы зомби отсутствует духовная и душевная преемственность, отсутствует исторический вектор, отсутствует смысл жизни. Ее можно куда-нибудь направить, но лишившись управляющего воздействия, она быстренько придет в хаос, начнет разбредаться и чудить, что мы, собственно, и наблюдаем. А народ - он движется сам, ему не нужны кнуты и пряники, у народа есть судьба, и он ей следует. И в рамках своей судьбы, в рамках общего смысла - народ и существует, а вне этих рамок народа нет, он как народ умирает.
Теперь про русскость.
Татаро-Монгольское иго обрушилось на единый народ. Можно говорить, что тогда народ как идентичность отсутствовал, что понятие народа сложилось позже - и это правда. Но мы были чем-то общим. Может, не народом - племенем. Утеряв государственность и впав в междоусобицы под Ордой, мы раздробились. Племя у нас осталось общим, если можно говорить о генотипе народном - он у нас сохранился, но вот жизнь у нас была разная. Что отразилось на ментальности и на культурном содержании нашей жизни. В 19 веке мы опять воссоединились. Однако в силу ряда факторов, не последним из которых была крайне мягкая и щадящая политика культурного влияния, проводимая российскими властями, у нас не произошло восстановления душевного и духовного единства. Частично из-за сохранения вассалитета, частично из-за отсутствия собственного народного самосознания со времен польских еще панов с ихними латифундиями. Тарас Шевченко был одним из первых, кто занялся культурой украинского народа. Он создал алфавит, начал переводить на украинский, и писать на украинском, и издавать на украинском книги. Фактически, Шевченко - это Кирилл и Мефодий в одном лице, когда мы говорим об украинском народе. И Тарас Шевченко был интернационалистом. Он мечтал о справедливом обществе, он состоял в Кирилло-Мефодиевском братстве, и к ужасу современных националистов я должен сказать, что братство это не делало различий между людьми по национальному признаку.
Ну да, наказание за это он понес страшное - в духе "узурпаторов" и "оккупантов". Призванные следить за режимом содержания лица сами помогали ему заниматься творчеством.
Ох уж эти русские узурпаторы!
Тарас Шевченко видел культурные различия, видел своеобразие, но он не мыслил о том, что русский и украинский народ (равно как и другие народы) - враги. Сегодня Тараса Шевченко занесли бы на сайт Миротворец, ребята, и обвинили бы в русскости.
Последующие события, вплоть до двух майданов, проходили в отношениях дружбы и партнерства между народами. И если бы история не стиралась и не переписывалась - это не требовало бы доказательств, а поскольку для доказательства нужно восстановить историю - я этим заниматься не буду. Я просто приведу одно простое наблюдение. Украинцы в России не чувствуют себя врагами или отщепенцами, потому что русские не воспринимают их такими. Русские помнят, что когда-то мы были одним, когда-то у нас была одна судьба, и им плевать, в общем, на наше культурное своеобразие. Не в том смысле, что они на нас срали - нет, они просто не испытывают отрицательных эмоций. В 2016-2017 году "Океан Эльзы" выступил в России 35 (тридцать пять!) раз. Смотрим на дату, вспоминаем, на каком языке поет Вакарчук и задаемся вопросом - есть ли у русских предубеждение по отношению к украинской культуре, языку, творчеству? Ребята, русские абсолютно толеранты к нормальной, более-менее исторической украинской ментальности - даже в ее западном, львовском варианте. Вакарчук участник Майдана, ребята, и был одним из потенциальных кандидатов на эти выборы - и как наказали коварные русские этого Вакарчука? Они дали ему провести тридцать пять концертов, заработать денег - и при том слова не сказали на политические темы, ах эти проклятые коварные злые нехорошие москали!
Потому что у русских есть история. Настоящая. А у нас ее нет, и нам все враги. Мы молодцы.
Давайте посмотрим, кто у нас сегодня в фаворе. Кто у нас идейный вдохновитель и на кого мы равняемся. А равняемся мы на эмигрантов, некоторые из которых - во втором и более поколениях. Эти люди - национальные украинцы, родившиеся и жившие за границей, даже если мы отвлечемся от бандеровщины - эти люди лишены народной души и народной судьбы. Они родились в эмиграции. У них "комплекс эмигранта" впитан с молоком матери. Не мы должны на них равняться, а они должны к нам на поклон ездить, и спасибо говорить, что их пустили. Эти люди - в силу потомственного эмигрантства своего - не несут государственной ментальности, и даже украинской ментальности не несут, они инороднны и чужды.
Вы на Супрун давно смотрели, пристально и см прищуром?
Эти люди оторваны от своего народа, у них на месте самоидентификации смесь сказок и ужаса, происходящего из одиночества, они не смогли стать своими там (иначе не были бы сейчас здесь в качестве "украинцев"), и они давно не были своими здесь. И мы им в рот смотрим, пока они несут нам фальшивую, искаженную, тенденциозную историю, густо замешанную на своих обидах и обидах своих предков-эмигрантов. И они говорят, что эта история - наша, и мы им, дураки, верим.
Еще раз - страна лишается исторического содержания, население страны перестает быть народом и становится эмигрантами у себя дома.
Украинская культура, здешняя культура, здешняя историческая память стирается и подменяется бозна-чим. (Для русских - это такое украинское выражение, цивилизованный аналог известного русского слова). И потому народ постепенно распадается, разлагается на отдельных одиночек. Вместо общей исторической судьбы мы получаем всеобщее одиночество, недоверие и страх. Мы перестаем быть народом.
И в данной ситуации, дорогие мои, единственным, что может нас объединить, является наша русскость. Та самая, старая, со времен Киевской Руси. В смысле народной самоидентификации мы не имеем ничего другого. В общем, фраза "украинец, когда умнеет, становится русским" вполне осмыслена. Вот только ее значение заключается не в конфронтации, не в противопоставлении украинского и русского - ее значение заключается в том, что один народ, волею судьбы разделенный татаро-монгольским игом на две неравных половинки, начинает ощущать внутреннее сродство, близость внутреннюю. Это объединительная коннотация.
Возвращение народного самосознания через возврат к истокам - вот что это такое. И потому вопрос "ты украинец или русский для меня не имеет значения".
Потому что все украинцы - русские, и осознавший свою русскость украинец украинцем быть не перестает. Особое качество русской ментальности (я говорил, что русские - клей народов) заключается в том, что она не отрицает иное. Кто был Пушкин - арап или русский? Он был русским, и это не мешало ему быть правнуком Ганнибала, арапа Петра Великого.
Русскость не уничтожает и не противоречит нормальной, исторически сложившейся украинской самоидентификации. Украинскую самоидентификацию уничтожают варяги-эмигранты, уничтожают успешно, и тем самым оставляют для народа Украины, то есть для составляющих его людей, два возможных выбора.
Первый выбор - вечная эмиграция. У себя дома. Вечно быть чужим в своей стране. Ментально, Духовно, душевно. Вечный Жид по-украински - захотел, и лишил себя чувства Родины. Стал эмигрантом в своей собственной квартире.
Второй - по мере разрушения народной украинской души, девальвации эмоционального и культурного контекста украинской культуры, которая настоящая - возврат к русскости. В этом смысле мы постепенно становимся русским народом, возвращаясь к единству, но - потеряв при этом многие столетия истории. Нам больно, плохо, мы страдаем - но по-другому как народу нам не выжить. А поодиночке мы вымрем. Как мамонты.
Вот такие вот пироги с котятками, понимаете?
Историю пишут выжившие. В том числе народы. В первую очередь народы. Одиночки могут написать только автобиографию. Автобиография - это не история, ребятки. И теперь мы переходим к Ваджре.
Ваджра - философ и историк. И он рассматривает украинские вопросы с высоты своего образования, которое у него (а) украинское - в хорошем смысле этого слова, и (б) очень основательное и серьезное. Этот человек прошел внутренне ментальный путь к воссоединению. И он говорит с точки зрения этого воссоединения, с точки зрения оживления национальной души. Он прошел этот путь. И здесь есть проблема. Потому что он, с точки зрения реальной истории и вот этого воссоединения, может очень мало объяснить людям, которые (а) не хотят его слышать, и (б) которым слышать нечем. Потому что они эмигранты в своем собственном доме. Он говорит достаточно жестко. Но он говорит правду. Проблема с восприятием Ваджры как раз и заключается в том, что Украина, о которой он говорит - это то, что сделали с Украиной сейчас, сегодня, в Киеве. В том, какое ментальное содержание вкладывается в это слово апологетами коллективного побега в Европу. Но он говорит это с точки зрения реальной Украины, ее реальной истории. Это надо понимать. Условно говоря, взгляд Ваджры - это взгляд из будущего. Взгляд с точки зрения людей, которыми мы когда-нибудь станем. Если выживем. Это прерогатива и привилегия философа - говорить с точки зрения будущего. Мне кажется, что в данном смысле он непонятен как раз тем, кому он адресует свои слова. Может быть, когда-нибудь они поймут, если дорастут.
А для нас с вами важно одно.
Историю пишут выжившие.
Потому что мертвые всегда молчат.
В том числе народы.
Journal information