Думал зайти наконец в танки - попытаемся вечером. Может быть. Если сильно повезет.
Когда-то я писал цикл по психотронике, и то, что я пишу сейчас, подпадает под этот цикл. Своего рода допись получается. Тем более интересная, что основана на реальном материале, к тому же здорово коррелирующем с предыдущим материалом. Своего рода коллбэк выходит. Что говорит о том, что проблема есть, остается и никуда не ушла. Сие есть обидно, ибо хотелось бы на столь неприятные темы больше не писать. Но что делать, что делать, "ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать", а поскольку у нас в распоряжении только фекалии - будем работать с фекалиями.
Итак, поляризация. Восприятия, мышления, сознания, общественных процессов.
В норме психология, как человека, так и человеческих масс, носит реактивный характер. То есть живет себе живет некто, или некое сообщество, не тужит, и тут появляется раздражающий фактор. Наш человек (далее будем говорить о человеке, делая замечания, когда для общественной структуры имеют место отличия), под воздействие раздражителя, начинает реагировать. "Бей или беги", например. Еще возможны реакции исследовательской активности. Типа "а что это там скрипит за шкафом? Ааа, Скрипали". Ну еще какие-то. В общем, их немного, психологи знают. Когда раздражающий фактор устранен, психика возвращается в норму, и наш подопытный продолжает пинать балду, как ни в чем не бывало. Это - нормальная картина психической активности.
Реактивный характер психической активности является нормой для подавляющего числа людей и для всех человеческих сообществ, как ни неприятно это звучит на фоне таких миражей, как "прогресс" и "торжество разума", ну и им подобных...
Важным качеством реактивной деятельности является то, что она осуществляется только в ответ на раздражитель, только во взаимодействии с раздражителем, и только в то время, когда раздражитель оказывает свое раздражающее действие. Потому она, собственно, и реактивная. Мы реагируем, у нас реакция идет. До раздражения и после - мы вполне себе такие самодовольные и самодостаточные потребители удовольствий нормальной жизни.
Теперь про психическую травму. Психическая травма возникает в ответ на раздражитель, реактивная деятельность в ответ на который недостаточна для компенсации. Психическая травма возможна при высокой интенсивности раздражителя, при большой длительности либо при кумулятивной эффекте, либо при сочетании. Важным качеством психологической травмы является деятельность или установки, которые сохраняют характер реакции на раздражитель, даже когда сам раздражитель отсутствует. Хороший пример - травматическое и посттравматическое расстройство. В случае травматического расстройства у нас недостаток компенсации происходит, в случае посттравматического - постэффекты.
Таким образом, психологическая травма представляет из себя потерю адекватности реакции на раздражитель, в случае посттравматического эффекта проявляющуюся в компенсаторной деятельности и при отсутствии раздражителя.
Ога. Уже лекцию прочитать успел. Чорд, во мне умер великий педагог...
Теперь за поляризацию.
Допустим, мы говорим о том, что человек набирает вес. Это хорошо или плохо? Так, барышни - сели вон там и успокоились, пожалуйста, не надо истерик. Так вот. Если гиперстеник по природе, по конституции организма набирает вес до нормы - это нормально. Если он(а) пытается похудеть ниже нормы - это вред здоровью. Кстати сразу в лоб. Большинство барышень, в юности истязающих себя поддержанием фигуры в надежде понравиться любимому, и впоследствии все-таки набирающих вес, потому что природа берет свое, совершают большую ошибку. Во-первых, при наборе веса у них происходит падение самооценки, это выражается в нервозности и вываливается на любимого. Во-вторых, любимый, уверенный, что "съел конфетку", с ужасом обнаруживает, что ему достался тортик из серии "режьте на шесть я двенадцать не съем". Результат - ухудшение климата в отношениях, ссоры, разлад, взаимные обиды и так далее. А вот если бы барышни заботились не о внешней привлекательности, а о красоте и здоровье - то они встретили бы человека, который их принимает такими, какие они есть, которым нравится их естественное поведение, и который будет нормально поддерживать с ними отношения, поскольку нет вот этой вот нервозности, ухудшения отношений и разочарования. Понимаете? То есть - не надо выделываться, и тогда вы получите долгое счастье, а если вы выеживаетесь в попытке блеснуть - так блеск недолог, а жизнь - длинная и неприятная зачастую штука...
Отвлекся.
Итак. Вес. Если астеник по природе начинает набирать вес выше нормы - то либо он наносит вред здоровью, либо у него болезнь какая-то происходит. Это плохо. Даже если у человека анорексия, набор веса может говорить не только о нормализации обмена, но и о патологическом процессе, все неоднозначно.
То есть - мы не можем сказать однозначно, что набирание веса - это плохо, понимаете? Но стоит только сказать женщине "ты пополнела"...
Вот вам наилучшая демонстрация поляризации.
Поляризация - это вид реакции, которая подразумевает крайние стратегии поведения. "Бей или беги" - это пример четко поляризованного реагирования. В поляризованных реакциях у нас есть четкий плюс и четкий минус, и ничего между ними, никаких средних стратегий, никаких вариантов.
Обычно поляризованные реакции возникают в случае раздражителей крайней интенсивности. Однако даже это происходит далеко не всегда. Лучший пример - военная деятельность. Солдат, который может только броситься на врага или только убежать от врага - очень плохой солдат. Именно потому существуют военные училища и академии, полигоны и учения, и так далее. Следующий пример. когда поляризованная реакция плоха - стресс при оказании первой помощи. Вот тут мы слушали интересную лекцию для водителей. И там касательно одного психотипа преподаватель прямо говорит (короче, кости торчат, мясо мехом наружу, кровища хлещет), что такого человека нужно нахрен убирать от пострадавшего, лучше всего отправив искать в аптечке ключ на тринадцать (про ключ это я насвистел, но смысл такой). Потому что при поляризованной реакции можно убить человека, которому ничего не угрожает, пытаясь оказать ему помощь.
Кстати - последнее вполне реально бывает...
Мы должны понимать, что поляризация сама по себе является отсутствием промежуточных вариантов в наборе поведенческих шаблонов человека. Если мы продолжим аналогии из мира медицины, то там при обучении студенты в анатомке режут трупы. Мертвых режут. У нормального человека реакция на мертвое тело поляризована (страх смерти, все дела). Чтобы врач мог помогать, а не убивать - он должен преодолеть эту поляризацию. Он должен видеть, обонять, ощущать реального мертвеца, и при этом совершать скоординированную сложную деятельность. Только когда будущий врач преодолевает поляризацию своих реакций при встрече с мертвечиной, со смертью и ее возможностью - только тогда из него может получиться доктор, который не растеряется при виде крови, судорог, агонии, который не впадет в панику, когда пациент схватится за горло и начнет булькать, а спокойным, слегка циничным взглядом оценит ситуацию, и очень быстро сообразит, что вот у этого человека кость в горле застряла, а у этого - эпилептический припадок. И окажет правильную помощь. То, что нужно сделать при попадании кости в горло - убьет эпилептика, ребята, и наоборот...
А симптомы, в общем, бывают очень похожи, если вы не медик.
Кстати, недавно в России десятиклассник спас пассажира авиалайнера, у какового пассажира случился инфаркт. Из мальчика вырастет хороший доктор - он уже умеет преодолевать поляризованную реакцию и действовать разумно в эмоционально напряженной ситуации.
В общем и целом, каждый из нас имеет целый букет поляризованных реакций. Это нормально. В одном из полетов в космос при спуске возникла опасность, что спускаемый аппарат сгорит в атмосфере. При этом космонавт (простите, фамилии в упор не помню) взял бортжурнал, и, несмотря на перегрузку, засунул его под себя, под задницу. Позднее он объяснил это так: "если капсула разобьется и воспламенится, это будет последнее место, до которого доберется огонь". Я не думаю, что все мы должны нарабатывать у себя такие реакции, это очень нездоровое занятие, понимаете? Потому наличие поляризованных реакций в психике человека - оно нормально и объективно обусловлено. Поляризованные реакции компенсируют меру нашего незнания, ребята, меру нашей безграмотности, меру отсутствия навыка и опыта.
Иными словами, человек реагирует поляризовано в ситуации, к которой он не обучен, психологически не готов и не имеет возможности и ресурсов справиться с ней иначе.
То есть, поляризованная реакция - это реакция предельная, зачастую неконтролируемая, и весьма часто контрпродуктивная, проявляющаяся, когда никаких других реакций у нас нет. Короче, поляризованная реакция - это край.
Излишне говорить, что попав в обстановку, аналогичную той, в которой побывал упомянутый космонавт, обычный человек может испытать шоковое состояние, впасть в ступор, начать молиться (кстати хорошее дело, рекомендую), будет перебирать в голове воображаемые варианты спасения, может просто сойти с ума. История знает еще несколько подобных случаев. Так, при полете к Луне экипаж Аполлона-13 лишился значительной части запасов и оборудования и оказался в безвыходном положении. Проявив чудеса воли, работая совместно с центром управления, они сделали все возможное и выжили. Алексей Леонов при выходе в открытый космос оказался во внештатной ситуации, позднее, при приземлении, они с Беляевым еще раз подверглись смертельной опасности, и уже на Земле, оказавшись далеко от точки посадки, едва не погибли. Короче - для космонавтов, для людей, прошедших цикл подготовки к космическим полетам, ситуации смертельной опасности являются зоной разнообразных и богатых навыков и шаблонов поведения, главный из которых - успокоиться, думать и делать. Обычный человек в обычной жизни в проработке таких навыков для суперстрессовых ситуаций не нуждается, а если бы объективно нуждался - то это была бы не жизнь, а непрерывный кошмар со сквозняками...
Существует возможность приблизительно оценить, какие навыки у вас есть, где для вас пролегает зона поляризации. Для этого нужно себе представить, только честно, различные ситуации, и понять, как бы вы действовали в той или иной из них. Если у вас высокий порог личной честности, и представляемые ужасы не запустят у вас фантазию (являющуюся компенсаторной реакцией), то вы можете наедине с собой точно и качественно составить карту ситуаций, в которые вам лучше не попадать.
Если говорить о недостаточности жизненных навыков, шаблонов поведения и так далее длля конкретных ситуаций, то срабатывает эффект опережающей компенсаторной реакции. Так, многие мальчишки учатся боксу и всяким единоборствам, чтобы в случае чего быть готовым. Нужно понимать, что исходной мотивацией подобных занятий является страх. Страх оказаться неготовым, сплоховать. Именно он движет людьми, а вовсе не желание стать сильным или развить волю. Серьезные занятия боевыми искусствами или боксом невозможны без грамотного инструктора, поскольку именно инструктор может оценить ваше реальное психологическое состояние и понять, нужно вам заниматься, или нет. Я после армии походил на "мордобой", однако очень быстро обнаружил, что у меня начинает ехать крыша, и понял, что мой мордобой закончился. Для того, чтобы правильно и контролируемо действовать в ситуации поединка, навыки удара и блока, физическая подготовка, тонус и выносливость гораздо менее важны, чем психологические установки. Даже при подготовке спортсмена, начиная с определенного уровня - а спортсмен не попадает на ринге в ситуацию, когда его заведомо хотят убить - используются психологические тренировки. Спортсмен знает границы своих возможностей, у него формируется (если у него с головой все в порядке) правильная система установок и ограничений, он четко готов к определенному перечню ситуаций, и в нормальной жизни, как правило, спортсмены высокого ранга демонстрируют высокую психологическую устойчивость, спокойствие и рациональность. Самостоятельные же тренировки, без психологического контроля инструктора, приводят к формированию неправильной эмоциональности, при наличии физической формы и навыков не дают психологической готовности. В лучшем случае такой самопальный боксер меняет психологический шаблон жертвы на шаблон хищника, то есть подменяет реакцию "беги" на реакцию "бей". Однако, как нетрудно видеть, в этом случае поляризованность реакции сохраняется полностью. А значит - сохраняется и психологическая неготовность к сложному, разнообразному, гибкому реагированию на происходящее.
Если мы посмотрим на чемпионов, то увидим, что именно последние качества - гибкость, сложность, разнообразие - как раз и являются их сильными качествами. То есть - они не только в морду бить умеют, они умеют также много чего еще, что, собственно говоря, и делает их чемпионами. В восточных единоборствах психологическая подготовка вообще стоит на первом месте. Упускаемая при самодеятельных занятиях вся эта "мистика" вроде энергии "Чи", каналов, дыхательной гимнастики и прочего - на самом деле и лежит в основе всего. Именно эти пустые и бессмысленные на первый взгляд упражнения как раз и тренируют психологическую готовность, расширяют операторную сферу, и превращают поляризованную реакцию в многополюсную, вариативную.
О восточных школах ходит много легенд, и вы их слышали, и вот вам еще одна. Однажды молодой человек пришел к мастеру и попросил его, естественно, научить. Мастер сказал - хорошо, иди принеси воды. И много лет молодой человек занимался хозяйственной деятельностью. И все эти годы мастер, входя в комнату, где работал ученик, хватал палку и бил его. Ученик изворачивался, изворачивался, и наконец достиг такой степени, что мастер уже не мог его ударить, как ни старался. Но в один момент терпение ученика лопнуло. "Мастер" - сказал он - "когда же ты начнешь меня учить"? На что мастер ответил: "Я тебя уже всему научил. Если я не могу тебя ударить - никто не сможет тебя ударить."
Казалось бы, чушь собачья эта сказка, да? Но давайте посмотрим вот на какие мысли.
Я хочу отметить, что в течении многих лет ученик соблюдал упорство. То есть - у него было активное, волевое отношение к происходящему. Он не сломался, не убежал. Если бы он убежал - все бы закончилось. В то же время, раз за разом попадая в ситуации получения тумаков от мастера, он учился избегать, уклоняться. Спектр его реакций при встрече с ситуацией поединка оказался весьма широк, настолько широк, что мастер единоборств не мог его поразить.
Мы видим, как ученик перешел от поляризованной реакции к развитой системе реагирования, как он в течении многих лет тренировал как свою психику находиться в постоянной готовности, так и свое тело и двигательные навыки к отражению атаки. Мастер сдержал слово, и молодой человек действительно стал готов к поединкам - как психологически, так и телом.
О чем это говорит?
Ребята, свои проблемные места вы можете обнаружить. Если у вас высокий порог честности, и вы здорово постараетесь. Но мой вам совет. Обращайтесь к квалифицированным специалистам, пожалуйста. Не занимайтесь самопальщиной. Правильная отработка проблемных мест - это очень серьезно, ведь места проблемные. С другой стороны, часть таких "проблемных мест" является результатом мнительности, и вы этого не поймете - а профессионал поймет. Я понимаю, что все сейчас кинутся в клубы мордобойные, но на самом деле - гораздо лучше обратиться к психологам. Ибо путь от твари дрожащей до мастера спорта международного класса - это долгие годы, и не факт, что получится, и тут еще роляет такая фигня интересная, что боксер-разрядник - это конечно круто. Но в реальной бою не на жизнь, а насмерть требуются совершенно иные психологические установки и навыки.
Бокс вас не успокоит, и сильно не поправит положение вещей, если вы пытаетесь подготовиться к боевой ситуации.
Я почему об этом так уверенно говорю? Я в свое время общался со спортивными психологами уровня сборной, и кое-что в этой жизни как бы понял. И чтобы не быть голословным, хочу вам привести пример - российский боксер Николай Валуев.
Вот тут для вас небольшая статья о том, какое место занимает образование в спорте. Я же акцентирую внимание на теме дипломной работы Валуева. "Психологическое состояние и активность мужчин и женщин, занимающихся боксом, на разных этапах подготовки". Еще раз обращаю внимание - речь идет о психологической работе.
В частности - о переходе от поляризованной реакции к развитой системе поведенческих паттернов.
Для тех кто улыбнулся, прочитав тему диплома Валуева (я в свое время взоржал - потому как чувство юмора никто не отменял), хочу заметить, что в начале космической эры, при составлении программы подготовки космонавтов, из спортивной медицины и психологии было взято все возможное - и взято очень немало. То есть мы говорим об области, благодаря которой, в частности, выжили Леонов, Беляев, Ловелл, Суайгерт, Хейз.
Я надеюсь, вы получили порцию информации о том, что такое реактивное поведение, травма, поляризованная реакция, и в частности - осознали ограниченность последней, а также приблизительно познакомились с глубиной проблематики. На этом мы, пожалуй, закончим с индивидуальным, и в следующей части перейдем к коллективным и смешанным аспектам проблемы.
Вы извините - тема сложная и интересная сама по себе. Ни по объему, ни по причине усталости в один пост не влезть ну никак...
Journal information