bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

О "крылатом шакале"



Этот самолет у Суворова в книге "День М" назван "крылатым шакалом.

Итак, каким же рисовался Сталину идеальный боевой самолет, на разработку которого от отвлекает своих лучших конструкторов, как создателей бомбардировщиков, так и создателей истребителей? Сам Сталин объяснил свое требование в трех словах - самолет чистого неба. Если это не до конца ясно, я объясню в двух словах - крылатый шакал.

Что здесь так, и что не так?

Начнем с оборонительного вооружения. На момент разработки самым типичным авиационным оружием был пулемет ШКАС калибра 7,62. На момент разработки (30 год) этот пулемет сбивал (если попадал, конечно) вообще все. В 30-м году скорости истребителей колебались где-то не выше 400 км/час, скорости бомбардировщиков были меньше. Еще не было серийного производства подходящих алюминиевых сплавов, и большинство серийных самолетов были деревянными с матерчатой обшивкой крыльев перкалем под лак. В 1930 году начинается серийное производств в СССР кольчугалюминия - первого алюминиевого сплава, пригодного к применению в конструкциях самолетов. В Германии дуралюминий (позднее у нас - дюралюминий) был создан раньше, использовался для создания дирижаблей. Также он использовался и в авиации, однако низкая коррозионная стойкость требовала покрытия его лаком, что утежеляло конструкцию. Вместе с тем в Германии строились, причем в том числе большие, самолеты из дуралюминия - например грузовой Юнкерс. Массовое производство цельнометаллических боевых самолетов повсюду в мире - это уже после 30 года, когда была решена проблема прочности, коррозионной стойкости, промышленного производства (алюминий трудоемок и энергоемок в производстве из бокситов). Таким образом, фиксируем - на момент 1930 года пулемет 7,62 являлся достаточным в качестве основного авиационного вооружения.

В СССР вопросы истребителя решались сперва путем копирования британских и французских самолетов, в том числе было организовано производство двигателя М-2, копии французского ротативного Ron-J. В силу быстрого морального устаревания авиационной техники на рубеже 30-х годов встал вопрос о перевооружении авиации СССР. Победили три самолета - И-15, И-153 и И-16. И-16 - первый истребитель-моноплан, первый истребитель-моноплан с малой статической устойчивостью, и первый - с пушечным ( в ряде модификаций) вооружением.

Еще раз - в 1934 году даже на истребитель И-16 пушку по дефолту не ставили, ограничились возможностью ее установки, однако серийные самолеты И-16 тип 5, применявшиеся в Испании, имели чисто пулеметное вооружение калибра 7,62.

Самый массовый, самый серийный истребитель СССР, целью которого было поражение любых летающих целей - был вооружен пулеметами 7,62 мм.

1936 год - Испания - истребителю И-16, по мнению советского руководства, пулемета ШКАС калибра 7,62 мм ДОСТАТОЧНО. 1936 год, объявляется конкурс на разработку бомбардировщика, БОМБАРДИРОВЩИКА, А НЕ ИСТРЕБИТЕЛЯ Су-2 - почему он должен быть вооружен сильнее, чем И-16?

Слабость оборонительного вооружения Су-2 вовсе не свидетельствует, что его разрабатывали специально чтобы летать в чистом небе.

Дальше. Посмотрим на морскую авиацию Британии 1940 года. Торпедоносцы. То есть - тяжелая дура под брюхом висит, торпеда называется. Нужно взлететь, долететь до цели, прицелиться, сбросить, да еще и правильно - и уйти под огнем пушек противника. Какой самолет будет этим заниматься? Супербронированнный, быстрый как молния, невидимый, сверхмощный с чудовищным оборонительным вооружением, чтобы отбиваться? Да, дети, вы угадали! Именно такой торпедоносец атаковал небезызвестный Бисмарк, повредив ему руль. Представляем вашему вниманию творение сумрачного британского гения, сверхсовременный и сверхсекретный на то время торпедоносец Свордфиш:



...или как его называли сами британцы, "летающую авоську".

Вопрос - из какой седой древности появилось это, чтобы дожить до войны и вписать, надо сказать, достаточное количество героических страниц в первый ее период? Смотрим историю самолета. Дата первого полета - 1934 год. Он почти современник Су-2. И если по скоростным, пилотажным характеристикам и вооружению Су-2 - "крылатый шакал", то это наверное - "суперкрылатый супершакал". Шакал, который шакалит у шакалов, да?

Вот только про Су-2 говорят, что он должен был бомбить беззащитные цели, а Свордфиш должен был ходить - и ходил - в атаку на броненосцы и линкоры.

Сопоставление ЛТХ и ТТХ говорит нам, что Свордфиш шакалистей Су-2, но тогда почему Су-2 шакал, а Свордфиш - нет?

Мысль о том, что бомбардировщик должен быть двухмоторным (как минимум) - она ошибочна. Даже и сейчас бомбардировки объектов в Сирии Израиль проводит с помощью Ф-16 - однодвигательных самолетов. Что израильские ВВС делают не так?

Почему мода на одномоторные бомбардировщики в 30-х годах? Все очень просто. Главная проблема авиастроения того времени - двигатели. Надежные мощные двигатели. Если мы произвели 100 двигателей, то можем сделать 50 двухмоторных бомбардировщиков. Или 100 одномоторных бомбардировщиков.

Разницу чувствуете?

Даже Ант-25 - экспериментальный дальний бомбардировщик - был одномоторным. А его военный вариант - Ант-36 - даже строился мелкой серией. В то же примерно время британцы построили свой дальний бомбардировщик Vickers Wellesley - какая неожиданность, тоже одномоторный.

То есть одномоторность бомбардировщика не есть что-то плохое - тем более в то время. Более того, спустя всего пару лет вовсю разрабатывались двухмоторные истребители - Пе-2, например.

Итак, вопрос заключается не в том, что стали разрабатывать одномоторный бомбардировщик, а в том, почему вообще Сталин озаботился разработкой бомбардировщика настолько, что посадил всех за это занятие?

Очень просто.

В конце 20-х годов скорость бомбардировщиков была 200-300 км/ч, истребителей - на 50 км/ч больше. Маленкие скорости. СССР понастроил медленных бомбардировщиков АНТ-1 и АНТ-3 видимо-невидимо. Но уже на рубеже 20-30 годов скорости увеличились настолько, что нужны были новые самолеты бомбардировочной авиации. Скоростные. У которых есть шанс и от зенитного огня увернуться, и от истребителя если не уйти, то по крайней мере, не быть совершенно неподвижной легкой мишенью. Нужны были новые бомберы с новыми скоростями полета.

СБ, Ту-2, Ер-2, Пе-8, Ил-4 - все это самолеты того периода разработки.

То есть феномен Су-2 заключается в том, что он во-первых, появился во время, когда поршневые одномоторные бомбардировщики вполне себе были нормальными, во-вторых, когда шло повальное модельное обновление парка бомбардировочной авиации. И как показано в фильме - летчикам он нравился.

И вовсе не так много их было, и некоторые дослужили аж до Победы. В далеко не чистом небе.

И еще. Суворов называет "крылатым шакалом" также немецкий Ю-87 "Штука" и японский Б5Н. На эту тему я хочу порекомендовать прекрасную книгу Питера Чарльза Смита "История пикировщика", которая введет вас в тему атак с пикирования. А книга "Пилот Штуки" Руделя убедительно покажет, что Штука тоже не к теще на блины ходила.

В общем и целом, Су-2 себя показал неплохо в очень тяжелый период, при плохой тактической и низкой летной подготовке пилотов. Самолет поступил в войска уже во время боев практически, никто не отрабатывал тактические приемы, все бомбили так, как привыкли на самолетах предыдущего поколения. Оттого и потери. Ибо мало иметь хороший самолет - надо еще и уместно его применять.

Вот такая вот история, однако...
Tags: Мысли дилетанта, Се ля ви..., Шляпы долой!
Subscribe

  • Обожаю украинские телоеэфиры

    Вот смотрите. На 3:50. Украинский весь из себя патриот говорит следующее: "Але цікаво, те, що я особисто помітив - Росія змінюється. Чому…

  • Вот точно про Украину...

    Барин-просветитель - это про Данилова с Зеленским, которые желают думать, что они уже в Англии, со своим обязательным введением английского…

  • Об осознании

    Знаете, я думаю, что россияне уже утомились побеждать в войнах, о которых они понятия не имеют... Я вот себе так представляю. Просыпается Путин,…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments