bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

Об одаренных детях - 11



Воот... Подумал я, подумал, и решил, что тема коррекции будет неполна без темы об артикулировании. Ну и без темы о педагогических ошибках, раз уж мы о детях... Блин, как разрастается, а?

Ладно.

В прошлой части мы говорили о минус-социализации, как о нормальном (в определенных условиях) процессе. Сегодня мы будем говорить об артикулировании, то есть - о проговаривании. Об общении, о его технологическом базисе. Мы уже ранее говорили о важности вербальности, но рассматривали вербальность как основу формирования личности, как базис понятийного, когнитивного, социального и личностного в человеке. Сегодня мы рассмотрим патологии вербальности и немного коснемся коррекции таких патологий в части артикулирования. На самом деле это тема для суровых профессионалов, людей трезвых, циничных и непробиваемых, однако поскольку вы таких людей не любите, кое-что вам поясню я. Я тоже - непробиваемый циник, спорадически демонстрирующий аномальную трезвость, да...



Сегодня мы рассматриваем артикулирование как технологию. Мы специально не говорим об общении, и даже о разговоре - мы говорим об артикулировании. В чем разница? Разговор, диалог - это транзакция между двумя субъектами. У нас есть двое, и они обмениваются определенным содержанием. Подразумевается, что они обмениваются так, что корректно воспринимают друг друга. Разговор и есть обмен. А артикулирование - это определенный технологический момент. Сюда входит дикция и фонетика, то есть произнесение звуков, грамотность, то есть словарный запас и умение им пользоваться, знания, то есть умение оперировать понятиями. Это односторонняя штука. Это вы - обладаете дикцией и фонетикой, грамотностью и знаниями. Или не обладаете, для данного разговора. То же и с вашим оппонентом. Если вы очень хотите поговорить, но кто-то из вас не умеет артикулировать - все, разговора не будет. Чтобы разговор состоялся, вы оба должны уметь артикулировать тему разговора.

Причем очень не факт, что проблемы у вашего собеседника - я наблюдаю массу людей, испытывающих острые проблемы в процессе банальной вербальной коммуникации на бытовом уровне, и совершенно этого не осознающих.

Если общение между взрослыми людьми - такая проблема, то с детьми все значительно хуже. Дело в том, что у ребенка навыки общения находятся в процессе формирования. Частично их нет, частично они неустойчивы, и местами - ошибочны. Потому общение с ребенком - это та еще задачка. Когда мы говорим о педагогах, то должны понимать, что в первую очередь мы имеем дело с людьми, которые обладают навыками общения с детьми в разных возрастах. Хороший педагог, хорошо отучившийся в педвузе, которому повезло с преподавателями, которому повезло с практикой, который занимается (в педагогике это обязательно) самообразованием, в несколько секунд наладит с вашим ребенком необходимый формат общения. Вы можете годами биться - а он сразу наладит. И сразу поймет, где у вашего ребенка проблемы, как их решать и так далее. Он профессионал. Он умеет. Его учили, и он сам профессионально этим занимался долго-долго. А вы, все время находясь рядом с ребенком, можете годами биться-ломиться с нулевым результатом.

Помните, я вам рекомендовал заходить в школу почаще и беседовать с учителями? Вот поэтому и рекомендовал.

Педагог знает, как происходит формирование артикулирования у ребенка, он рассматривает артикулирование как навык, который может быть сформирован, скорректирован и который может иметь определенные проблемы. Он разделяет артикулирование и общение.

Приведу два примера из своей жизни.

Я уже рассказывал, что в девять лет лечил себя от заикания. В подробности моей детской жизни я вас погружать не буду - нормальные дети во втором классе про диаграмму Герцшпрунга-Рассела понятия не имеют, а некоторые и помирают без нее, без диаграммы этой - и все нормально. Короче - я лечил заикание. Сам. Такие дела. Да. И вот, я работал с произношением отдельных букв, складывал их в слова. Я говорил медленно, добиваясь правильности. Потом я убыстрял этот процесс, доводя до автоматизма. Так формировался моторный навык. Затем я уперся в то, что в разговоре у меня наступает стоп, я задыхаюсь как бы, воздуха набрал, а слова не вылетают, стою, глазами вращаю. И тогда, на базе сформированного моторного навыка, я начал преодолевать, проламывать эти стопы. Я начал говорить слова, целые предложения быстро-быстро. Помните скороговорки? Так вот, скороговорки - это упражнение на дикцию, формирующие преодоление таких стопов.

Дело в том, что когда формируется навык разговорной речи, ребенок ориентируется на звук, на его соответствие. Он повторяет слова сперва как попугай, по звуку. Однако на определенном этапе это начинает мешать. Потому что если ты говоришь что-то простое, никаких проблем. Но когда ты пытаешься говорить что-то сложное, что-то, требующее осознавания, правильного формирования сложносочиненного или сложноподчиненного предложения - у тебя раздвоение внимания происходит. Ты не можешь одновременно думать мысль и следить за правильностью произношения, понимаете? Внимания не хватает, слишком высокая концентрация, устаешь быстро-быстро.

Ребята, в девять лет я знал про эту злоебучую диаграмму, что это такое. Мне такие книжки давали, понимаете? У меня с восьми лет аутотренинг, я занимался. То есть - мне приходилось довольно сложными штуками в голове манипулировать. А в этом возрасте, вообще говоря, речь у ребенка еще формируется...

Вы понимаете, откуда заикание мое взялось?

И вот я начал осознанно отвязывать произношение от слышания. Потому что я иначе говорить вообще не мог. Сперва я представлял себе слово, которое мог говорить медленно. Потом я его повторял быстро. Потом быстро-быстро, много раз подряд. Не слыша, выбрасывая из себя, стреляя им. Потом перешел так к фразам. Потом - к предложениям. В общем и целом субъективно у меня темп речи был примерно вдвое выше нормального. На пике тренировок меня занесло так, что я сам удивлялся. как мой язык успевает во рту чечетку отбивать...

Вот дефект с буквой "Л" у меня именно после этого. В норме буква "Л" произносится прикосновением верхней поверхности языка к небу. Но при скоростном произношении язык быстро устает, и вместо этого я опускал при произношении жесткого "Л" язык, задней частью прикрывая горло, и произнося его через сомкнутые зубы. Потому что иначе быстро говорить невозможно...



Вот откуда у меня проблема с артикуляцией "Л". Слово "Липа" я произношу правильно, слово "Лыбедь" - извините, в пианиста стрелять не надо, пианист больной...

Я работал над технологическим аспектом. Над произношением. Потому что разговаривать не мог. С людьми.

Теперь представляем себе картину маслом. Ладно - это про меня, я имею право рассказать. Мама с детства исходила из того, что не надо напоминать ребенку о проблемах. Перерастет. То есть проблемы не обсуждались. К врачам обращались поздно, болел чудовищно много. Забота, мучения, все такое. Жуть. А папа относился к людям, которые только в СССР могли стать кем-то. Сын столяра, сам ребенком столярничал - время послевоенное, голод, разруха, и босоногое детство. И книги, книги, книги - сплошное самообразование и сверхусилия. И впитанная до мозга костей мысль о том, что чем больше книг, и чем они умнее - тем, значит, лучше. Вот откуда и аутотренинг в восемь лет, и звездная астрономия в девять...

Теперь представляем беседу.

Папа разговаривает с сыном, который способен внятно, и притом абсолютно корректно, объяснить, чем звезды главной последовательности отличаются от звезд вне главной последовательности. И ребенок не просто разговаривает - он шпарит, со страшной скоростью. Предложение - две секунды, одна секунда. Это раздражает? Да. Ну и папа мне и говорит - а ну перестань играться, когда с отцом разговариваешь!

Ребят, никто не пытался спросить меня, почему я разговариваю именно так. Что я пытаюсь сделать. Почему так происходит. Что меня беспокоит. Девять лет, звездная астрономия и полная невозможность нормально разговаривать с людьми.

Кстати, теперь вы поняли, как я отношусь к родителям, пытающимся из детей сделать вундеркиндов.

Если бы мы могли обсудить это, если бы я мог тогда рассказать о своей проблеме, если бы мы сходили к доктору, если бы хоть что-то могло быть сделано... Но - тема моих проблем табуировалась, мальчик перерастет, и научпоп продолжался. Лет в одиннадцать или в двенадцать, у бабушки уже летом, скучно было, дали денег на мороженное. И пошел я в книжный, и вижу, стоит книга - "Релятивистская астрофизика". Я взял и купил...

И после этого вы считаете меня нормальным?



Вот вы спрашиваете меня, откуда я знаю про одаренность как адаптивную реакцию - так вот она, адаптивная реакция, в чистом виде. Самом что ни на есть реактивном...

Проблема артикулирования. В шаблонах общения не было обсуждения проблем. Проблемы табуировались, игнорировались, замалчивались. Потому сам разговор на эти темы был невозможен, ни там, ни там. Один раз, уже за тридцатник мне было, я пробил папу - причем именно касательно заикания - на истерике, на аффекте. Он выпал из своей родительской роли, и что-то почувствовал. Но на эти темы мы так и не смогли с ним больше поговорить. Потому что что значат какие-то "девчачьи" сопли, на фоне большого количества очень умных книг?

Я могу вам дать прикоснуться к своему самочувствию в те самые девять лет, в тот самый период. Книжек начитано много, мозг как бы если не переразвит - то по крайней мере в части абстраткного мышления перекачан сильно. И вот это вот понимание, осознавание, осмысление происходящего - базируется на эмоциональности девятилетнего мальчика, которому кроме книг нормально поговорить не с кем абсолютно, и у которого эта самая эмоциональность как бы не очень. И этот мальчик понимает, что у него заикание, что у него навык разговора, общения, летит в жопу просто, он примерно представляет, как ему дальше с этим жить, и ни с кем не может этот вопрос как-то решить. Потому что никто не хочет, или боится, или не признает это как проблему. Ребята, тут не только над дикцией работать будешь, и говорение от слышания отвязывать - тут, вообще говоря, едва ли не вопрос жизни и смерти...

Потому что не сможешь говорить - не сможешь учиться - не поступишь в институт - не будет друзей - не будет работы - будешь инвалид, а никакой ребенок инвалидом быть не хочет, нет таких детей, это взрослые могут такое себе позволить, а дети стремятся жить...

Это артикулирование. Не путать с артикуляцией. Это отсутствие навыка говорения, технологии, набора стереотипов говорения о проблемах. Люди не умеют обсуждать свои проблемы, патологически. С отцом тогда, когда его пробило - мы так и не обсудили это. Он очень резко изменился эмоционально, возникла пауза в разговоре, а потом он ушел. И так мы никогда к этому и не вернулись, и уже не сможем...

Пример второй.

Откуда у меня тяга к психологии - уже понятно. У меня выхода другого не было, нет, и в ближайшие несколько лет не будет точно. И пример с заиканием - это только один эпизод, у меня вообще жизнь вся практически - такая. Впереди засада, сзади западня, да... И выкручивайся, как хочешь... Так вот. Такая жизнь, помимо начитки, возникающей естественно, порождает еще наглядчивость. Ты смотришь и понимаешь. Как там у Эйнштейна, "радость видеть и понимать"? Ну так вот - видишь, понимаешь, и радуешься... Среди всяких своих приключений я общался в том числе с артистами, и в том числе с певцами. И даже с певцами, выступавшими в Ковент-Гарден, на секундочку... И в процессе общения, значит - я одну прикольную штуку узнал. Касательно вокала. Позднее намного был я при отборе абитуриентов на кафедру музвоспитания одного из пединститутов. И там детишки приходили, их слушали, с ними разбирались-занимались... И был там один пацан, все хорошо было, но он свой тембр не тянул. Слух есть, голос есть, вроде здоровье есть, дыхалка нормальная - не тянет тембр. Не тянет, хоть тресни. И тут я такой умный, беру и выдаю эту хрень ему, так мол, и так, молодой человек...

Надо мной вежливо посмеялись.

Позднее мне сказали, что мальчик с проблемой справился, все у него хорошо, и вообще он талантливый и хорошо учится.

Что произошло? Я увидел проблему, решение которой когда-то давно я случайно услышал (наглядчивость) в разговоре с тем самым певцом. Увидел именно как проблему. Конкретного ребенка. И я просто ему это передал. Я не певец, у меня слух отрицательный, медведь поселился на моем ухе, и вообще я музыку только потребляю, в основном безвкусную и редко. Но у меня во-первых, прошлое, с хреновой артикулированностью проблем, я знаю, что это такое, я знаю, как погано, когда никто не поможет. Во-вторых, я знаю, как правильно относиться к проблеме, как ее решать - своих перерешал, не упомнишь... У меня был и есть навык говорения о проблемах. Весь этот цикл - это говорение о педагогических проблемах, я умею артикулировать такие темы, понимаете?

Я взял и сартикулировал.

Пацан уже давно ВУЗ закончил, детишек учит. Все хорошо.



Два примера. В одном артикулированность отсутствовала. В другом она присутствовала. Одна проблема не была артикулирована, не была вербализована, не стала темой для общения. Вторая проблема была увидена, опознана, артикулирована. Решена. Не просите меня преподавать вам вокал - я в этом нихрена не разбираюсь. Я специалист по собиранию шишек, ребята...

Я шишки собираю, сортирую, делаю из них икебаны всякие и наслаждаюсь - потому что радость видеть и понимать...

Еще один пример того, что артикулированность - благо. Работал в одной конторке, и был у нас программист. Программу писал. Программа плевая (он ее так и не написал в результате), я просил, чтобы мне отдали - начальник был суров и хотел специального программиста... Ладно. Итак, был у нас программист. До этого работавший на Западе где-то. Там жил и там работал. Теперь здесь программу стал писать. И вот неделю пишет, вторую... Я смотрю (наглядчивость) - у чувака проблема. Жопа у чувака, в буквальном смысле. Вешается. Я - админ, обслуживающий персонал. Я к нему подхожу и спрашиваю - покажи, что у тебя не получается. Вот так вот, в лоб. Он у нас один программист, ему поговорить не с кем, а тут я - такой весь внимательный и с политесом...




Короче, открывает он в редакторе исходники, начинает объяснять, тычет пальцами, потом замолкает, смотрит офигевшим взглядом... Короче, в разных частях программы он для одного и того же использовал два разных механизме интерпроцессной коммуникации.

Вопрос остался единственным, что я произнес - я просто встал и ушел.

То, что он не написал программу - это совсем другая история, как говорится. Важно то, что я увидел проблему (затык) и правильно ее артикулировал. Артикулировал так, что человек нашел ошибку в течении минут. Ребята, это не диалог, это не общение, это - технологический прием. Артикулирование.

Когда педагог разговаривает с ребенком, если этот педагог действительно квалифицированный, он разделяет самого ребенка, его личность, и педагогический момент. Он заставляет ребенка правильно исполнить педагогическую задачу, в то же время заботясь о целостности его личности. Я с детства суперпроблемный товарищ, но за все время в школе мне удалось встретить одного Педагога. Это счастье, это радость. Я подошел к нему с проблемой - не умею писать сочинения. Он мне сказал - пиши что думаешь, разберемся.

Вы меня читаете потому, что он разрешил мне писать то, что я думаю - и тут выяснилось, что лентяй, обалдуй и распиздяй, в общем, иногда думает весьма интересные такие штуковины...

Я думаю, что на сегодня достаточно. Разговор об артикулированности мы продолжим в следующей части. Пока переварите эту, повспоминайте себя, у кого есть дети - подумайте над своим с ними общением. Это полезно.

А я пойду Тырнет читать и со всякими идиотами флейм поддерживать. Надо же шишки коллекционировать, верно?

Икебана - она такая...
Tags: Одаренные дети, Се ля ви...
Subscribe

  • Базар за царя...

    В данном ролике Татьяна Монтян расходилась... "Ну, и я разошелся, в смысле - я расходился"... Как человек, к которому много лет одни и…

  • Литрес отжег...

    Вы меня пардоньте, конечно, но ИМХО разум и Оттепель суть диаметрально противоположные процессы...

  • Облажались

    Федеральное бюро расследований (ФБР) США отказалось комментировать ироническое предложение компании «Конкорд», принадлежащей бизнесмену Евгению…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments