Categories:

Об одаренных детях - 12



Продолжаем за артикулирование.

Ребенок - существо не статичное, не линейное, развивающееся, причем очень активно, очень сильно изменяющееся с течением времени. В процессе своего развития ребенок играет. Детская игра - это что-то особенное. Мы выросли из детей, мы еще кое-что помним, и вот эта вот игра, игровая активность - она нас преследует на протяжении всей жизни. О взрослых играх есть прекрасная книга Хейзинги "Хомо люденс", которую я рекламирую, как не в себя. Читайте. Мы же говорим об артикулировании, и в части артикулирования, то есть навыка диалоговых отношений, игра представляет из себя феномен неисследованный.

Вспомните игры детские. Вот вы - мушкетер. У вас в руках шпага (палочка), и вы вступаете в единоборство с гвардейцами кардинала... Помните, когда вышли "Д'Артаньян и три мушкетера", в каждом дворе? Что при этом происходит?

Ребята, ребенок в игре перевоплощается.

Еще раз. Ребенок, который играет в пирата - он пират. Если ребенок играет в мушкетера - он мушкетер. Играет в супергероя - супергерой. Не может мама приказывать пилоту Пирксу или Дартаньяну есть кашу, понимаете, потому что он - пилот Пиркс или Дартаньян. А вовсе не Вася-Петя-Колля-Дима.

Колоссальное количество проблем в общении с детьми, детских капризов, заключается в том, что мы обращаемся не к тому человеку. Мы зовем Колю, а у нас там целый человек-паук, и хоть ты тресни. Взрослые этого не понимают. Это большая проблема.

Когда ребенок играет в игру, он перевоплощается. В кого-то другого. Он теряет самовосприятие себя, и становится другим. В психике человека есть такая хрень, отрицавшаяся в советские времена, Эго называется. Это такое ядро личности, вокруг которого она строится. Так вот - у ребенка Эго нет или оно слабое. Оно очень хиленькое, ничего не умеет, ничего не может, оно дисфункциональненькое такое. Только-только формируется. Организм детский - так устроено - требует активности. Моторчик в жопе. И эта активность, она проявлена в так называемом полевом поведении. И поскольку Эго у ребенка слабенькое-хиленькое, недоразвитое, ребенок реализует полевое поведение хаотически. Это не Вася бегает кругами по квартире и кричит "Ба-Ба-Ба", это вот просто бегается ему, и "ба-ба-ба"-кается, а что он в этот момент - никто не знает. В документальном фильме про Кайдановского есть один эпизод из фильма не-помню-названия, там бабушка качает внука в колыбельке и приговаривает ему "кто ты, что ты?".

Ребята, педагоги современные за эту сценку должны вообще встать и год не сходя с места аплодировать. Перед нами - народный метод формирования Эго. Ну, не знаю, насколько он народный, но в традиционной культуре... Ладно, позже.

Ребенок не знает себя, не чувствует себя. Обретение ребенком самоконтроля и ответственности за свои поступки полностью зависит от формирования его Эго. Если Эго не формируется, если нет центра конденсации личности, если ребенок - конечно же яркий, талантливый, родители не нарадуются - не может быть собой достаточно продолжительное время и не осознает себя в играх - никакого самоконтроля не будет.

И тут есть несколько важных моментов.

Во-первых, Эго есть сложная комплексная структура. Условно говоря - это сумма устойчивых навыков. Однако чтобы навык стал устойчивым, он должен появиться, он должен сформироваться. И появляется и формируется он в играх. То есть пока ребенок бегает и кричит "ба-ба-ба", у него на самом деле дикция вырабатывается в данный момент, он учится звуки произносить. Потом он будет бегать и кричать "ту-ту-ту". Формируется навык говорения. Слово состоит из слогов, мы язык фонетический изучаем по слогам. Не по буквам, а по слогам - по атомам произношения. Ребенок побегал-покричал, у него где-то в мозгу соответствующие ассоциативные связи установились, и когда вы говорите ему "папа" или "мама" - это для него не просто звуки из окружающего мира. Это его навык "па" или его навык "ма", повторенный два раза. Это его движение, его активность. Дети любят движение, у них моторчик в жопе, и когда вы в общении с ним заставляете его сказать "папа" или "мама" - это его активность и его игра, понимаете?

Он в вас играет, ребенок ваш.

Во-вторых, формирование элементов Эго происходит абсолютно изх всех источников. Помните выражение "откуда ты это взял", или "где ты этому нахватался"? В роли человека-паука ребенок учится одному, в роли пирата - другому, в роли Дартаньяна - третьему. Это навыки, которые разбросаны везде, в каждой игре. Потом ребенок садится есть, и какие-то из этих навыков играют, они имеют значение, и он становится немного человеком-пауком и немного пиратом. И каждый день, много-много лет, при каждом приеме пищи эти навыки интегрируются в Эго. И вот уже у нас не пират и не мушкетер за столом сидит, образно выражаясь - а мальчик Коля, или Петя, или Вася. Все, чему научился он в своих играх - все собралось вместе. Глазами лупает.

То есть, детские игры важны, они необходимы, они - фабрика материала, из которого будет строиться наша личность.

Теперь вы понимаете, почему я так офигел, охренел от бабушки, которая смогла в игру с внуком встроить когнитивную развивающую игру?

В-третьих. В образовании Эго, как нигде, роляет опосредованное обучение. Что это такое? Непосредственное обучение - например, обучение письму. Сидишь, выводишь закорючки. Скучно, тоскливо, НАДО. Опосредованное обучение - спорт. Ты думаешь, что ты мышцы качаешь, а на самом деле у вас командное взаимодействие вырабатывается, чувство локтя, приобретается сложный навык социализации.

При образовании Эго вот эта вот опосредованность может играть как против, так и за. Пример. Вася заигрался в мушкетера, Васю зовут домой кушать. Предполагается, что Вася нормальный ребенок без отклонений, живущий в нормальной семье. Вариант один - "господин мушкетер, ваш капитан прислал обед и приказал срочно принять пищу!". Вариант второй - "а ну быстро домой, есть пора!". Вопрос - какой лучше?

В раннем возрасте лучше первый. Вы не вынимаете ребенка из игры, вы не создаете эмоциональной конфронтации. Ребенок легче переходит от одной деятельности к другой. Вариант второй - лучше в более позднем, когда Эго уже сформировано, и его можно адресовать. В раннем возрасте второй вариант "ломает" деятельность ребенка, вызывает у него отрицательные эмоции, и навык принятия пищи у него будет проблемный. В позднем возрасте первый вариант будет унизительным, даже уничижительным (он ведь уже взрослый!), и опять же - принятие пищи будет вызывать негативные эмоции.

Питание, культура пищи - один из базовых навыков личности. В том числе поведение за столом и так далее - это очень много к самооценке, к позиционированию, социальному статусу и так далее. Навык принятия пищи, культура питания, чтобы говно на улице не подбирал и в рот не совал - это важный компонент Эго. И он формируется в том числе и при помощи вот таких вот моменнтов, опосредованных.

Когда произнесение слова "папа" или "мама" для ребенка игра, когда это его игра, тогда он будет очень привязан к родителям. Когда его заставляют-поучают насильно, это будет каторга, и он будет привязан слабо, у него полевое поведение будет наблюдаться долго.

В детском раннем возрасте, когда игра - это все, когда Эго нет, когда деятельность носит хаотический характер, нужно очень четко понимать, с кем ты разговариваешь, к кому ты обращаешься, что именно и кому именно ты это артикулируешь. И здесь есть несколько примеров. Приведу один. Это страшная-страшная сказка, но в отличие от сказок - она из реальности.

Ребенку с раннего детства ставили мультики. Потому что это ему нравилось. Его так любили. Я как-то пытался сделать замечание, но вы же понимаете...

Нет, нужно кое-что рассказать сначала...

Однажды я играл с этим ребенком, мы перекидывались мячиком. Играя, я произносил одно только слово - "опа". И никаких других. Спустя несколько минут ребенок, который до этого молчал, мне ответил. Тоже сказал слово "опа". Почему я так делал? Я устанавливал вербальный контекст. Веселая игра, и одно простое слово. Позднее вокруг этого слова, когда оно установится как контекст игры, можно надстраивать много чего. Ввести дополнительные простые слова, и превратить "детский моторчик" в фонетическую игру. Опосредованное обучение, вы поняли? А уже совсем позднее от фонетической игры перейти к навыкам говорения, к речи. Это просто и элементарный педагогический прием, та самая когнитивная развивающая игра, которая опосредованно развивает навык, а еще - вписывает ребенка в деятельность окружающих, облегчая ему игру в окружение. Такие простые игры здорово помогают в социализации.

Так вот - с детства ему ставили мультики, часами. Потому что мультик яркий, ему нравится. Его очень любили, вокруг него масса людей была, с ним непрерывно говорили, много говорили, сотни и тысячи разных слов. Типа общались. Окружающие писали кипятком. Как все замечательно. Козлы.

Потому что когда одно слово - это артикулируется контекст общения, артикулируется игра, и мы одну игру, моторчик в жопе, превращаем в другую - в фонетическую, в говорение, в общение. А то, что делали его родственники - это плодили хаос звуков, в котором ребенку ориентироваться было чудовищно сложно. Невозможно. Все это многообразие, весь этот хаос - он бессодержательный потому что. Он не формирует навык речи, и даже наоборот - когда не за что зацепиться, формирование навыка блокируется.

Так вот, кидаем мы мячик, и ребенок отвечает мне "опа". А до этого он молчал вообще, полностью. И тут же любящие родственники начинают восхищаться, всякие слова говорить, сбивают ребенка...

Вот есть в русском языке такое матерное слово, чтобы их назвать, а?

Сейчас ребенок хорошо усвоил несколько слов. Это те слова, которые повторялись без изменений систематически - есть, пить, спать, иди сюда. Практически не говорит, а если говорит - одно-два слова. Это пиздец, товарищи. Зато я заметил кое-что другое. С самого ранння смотря мультики, а мультики представляют модели общения между персонажами - этот ребенок вписался в мультики. Сейчас общение с ним - а у него по возрасту уже время формирования простых навыков прошло - происходит в очень игровой форме. Он с вами играет. Но он ведет себя так, как будто он сам из мультиков, и вы из мультиков. Он живет в мультике.

Вот такое вот чудовищное можно сделать из ребенка при внимании, поощрении и сочувствии окружающих. Там вопрос уже идет не о задержке - там требуется полноценный специалист по корректирующей психологии, там ухитрились воспитать ребенка-Маугли, поселив его в мультик. И при этом все уверены в своей правоте, непогрешимости и прочем. Ребята, эта страшная сказка - она реальность.

Двадцать первый век на дворе..

Бруно Беттельгейм в Ортогенической школе Сони Шенкман занимался такими кейсами, успешно. Но Бруно Беттельгейм - он все-таки не рядовой психолог, понимаете? У нас в СССР публиковались отрывки книги Беттельгейма "Одной любви мало" - к сожалению, не публиковалась вся книга. Ее нет в доступе. Ее невозможно достать, разве что в оригинале на английском. Советская система позаботилась перевести "О психологической привлекательности тоталитаризма", и даже "Просвещенное сердце" перевели, потому что там про борьбу с фашизмом, все дела - линии партии соответствовало. А самое важное, самое лучшее, самое интересное - не перевели. Потому что в СССР все книги о психологии должны были предваряться ленинскими цитатами. У меня на полке стоит "Резервы человеческой психики" Гримака - книга о различных бессознательных аспектах когнитивной деятельности. Так чтобы ее написать, материал пришлось изуродовать. Не о работе психики говорить, а о резервах и строительстве коммунизма.

А с тех пор все стало значительно хуже с психологией, ребята, это я вам как эксперт говорю...

Проблема в том, что детские патологии и педагогические проблемы в обществе не артикулируются. В СССР не артикулировались, потому что в стране победившего социализма все цветет и пахнет, люди не болеют и не умирают, и аварий и катастроф не бывает, а одно сплошное светлое будущее. А после распада СССР тем более - страшное тоталитарное прошлое позади, впереди светлое капиталистическое будущее, и мы должны радоваться и цаки носить. При этом никто не смотрел в это самое светлое капиталистическое внимательно. А давайте посмотрим...

Я как-то разговаривал с родственником, живущим там, и в разговоре упомянул, что пятьдесят процентов браков у них там распадается. Он был в шоке, спросил, откуда я это знаю. Ребята, двадцать первый век на дворе, Интернет, в чем проблема? Так вот - половина семей у них распадается. Сложный комплекс причин. И налоги на недвижимость, а для семьи требования к жилью выше, и платное образование для детей, и строгий контроль со стороны всяких социальных служб и системы ювенальной юстиции. Короче - с детьми там реально жопа. При всем при этом, в отличие от СССР, где популярные книжки по психологии, причем хорошие, можно было найти в обычном книжном в количестве, где были учебники, где была семейная консультация и так далее - и все это было доступно - у них там услуги психолога платные, обращение в государственную структуру социальную приводит к постановке на учет, что имеет далеко идущие последствия, и в силу специфики тамошнего отношения к психологии, средний уровень психологов там очень низкий стал.

Взлет западной психологии 50-60 годов обусловлен тем, ребята, что в США эмигрировали все ведущие европейские специалисты. У них там в те годы куда не плюнь - в мировое светило попасть можно было. Но все хорошее заканчивается, так устроен мир. Чтобы оставаться на ведущих позициях - нужно вкладываться, а зачем вкладываться в то, что не приносит денег? Это Европа вкладывается в фундаментальные работы, потому что в Европе образование - это система воспроизводства кадров для общества. А в США кадры покупаются за границей. И потом используются в университетах для тех студентов, у которых есть деньги заплатить за обучение. А студенты эти, выучившись, идут работать в корпорации. Вот вам и вся динамика развития психологической науки в США, дорогие мои...

Так вот. Уровень психологов низкий, они дорогие, в странах со страховой медициной нужно либо платить из кармана совершенно неадекватные суммы, либо оставаться без лечения, так как выделяемые страховыми компаниями средства - они как бы на насморк. Только. Сегодня американский психиатр видит либо реально совсем уж клинические случаи, либо не видит ничего. И тут вступают в действие фармакологические компании, которые доплачивают врачам за назначение своих препаратов...

В США невозможно заниматься интересными, актуальными, практичными и эффективными вещами. Потому что то, что можно сделать - причем легко - словом, оно как бы не приносит дохода страховым компаниям и фармакологическим. На сегодняшний день в США дети принимают психотропные средства втрое чаще, нежели в странах Европы!

Еще раз. Чтобы вы поняли.

Процент сидящих на таблетках детей в США втрое выше, чем в Европе.

Я приведу пример. Я общался с доктором, я уже рассказывал. Любимое развлечение у него было - фобии. Вот приходит пациент к нему. Как правило - проблемы связаны с дискомфортом, фобиями и так далее. Так вот, фобии мой врач называл страшилками, и с воодушевлением и улыбкой их гасил. Пачками. Меч-кладенец в сказках читали? Так вот, у него такой был для фобий. А уже потом, размявшись, и приведя пациента в относительный порядок, а заодно дав ему поверить в действенность общения, он занимался интересным.

Ну то есть фобия - это фигня, понимаете, интересны совсем другие штуковины...

В США фобия - это антидепрессанты. Переводим в сумму дня. И понимаем, что фобии в США не лечили, не лечат и не будут лечить, иначе нежели медикаментозно. Хотя это и не сложно - сам видел, и даже сам попробовал в контролируемой ситуации - недавно спрашивал, человек даже не помнит, что у него такое было.

Когда болезнь становится источником дохода - она не лечится, она консервируется. В СССР было прекрасное - врач получал ставку, и работал полный рабочий день. Больше пациентов - больше проблем, больше нагрузка, больше усталость. А деньги те же. Советские психиатры были просто какие-то монстры, по сравнению с нынешними западными. У них не было стимула тянуть резину. И даже сейчас еще (общественная инерция - дело такое) у нас в этом смысле значительно лучше, в плане лечения типовых патологий. Но явно недостаточно. Сейчас в США жопа, у нас получше, но когда-то у нас было все хорошо. Даже несмотря на идеологический отдел ЦК КПСС...

К сожалению, это выработало у советских психиатров нелюбовь к длинным кейсам - но тут уж такое.

Если мы посмотрим на возрастной состав современных политиков, которые на Западе, то увидим удивительное. Очень много лиц из того поколения, которое в детстве принимало психотропы. Эта проблема у них там не артикулируется, но последствия мы наблюдаем воочию. И она будет - по понятным причинам - прогрессировать.

Давайте посмотрим на проблему приема психотропов там с точки зрения того, что мы уже знаем об игре.

Ребенок демонстрирует полевое поведение в различных его аспектах. Семья там - это очень сложно и вымучено, климат совершенно иной, нежели у нас. Эпоха психологии таблеток, и всяких новомодных бизнес-методик. Кому повезло - тот проскочил, но большинство сталкивается с проблемами внимательности и утомляемости на уроках. Блядь. Ребята. Кто помнит советскую школу, и кто примерно видит уроки сегодня - так вот, у них еще проще, у них еще легче, и они поголовно устают, понимаете? И они идут к доктору, и доктор дает им таблетки...



У Стивена Кинга в одной из книг герой занимается корректирующей педагогикой с сыном сенатора, чтобы заработать денег. Это биографический факт из жизни самого Кинга, насколько я помню. Без таблеток. Только слово, методика, дидактика. Проблемы внимания и понимания материала. Это то, что там у них нужно применять ко всем детям. Почему мы на этом эпизоде фокусируемся?

Ребята, чтение - это тоже игра. Начинается как игра с родителями, потом в школе, несмотря на драконовские по нынешним временам методы, и так далее. Это игра. Это игра во взрослых. Навык чтения в советской школе был, наряду с навыком письма, главным мотором образования. Не суперметодики, не суперуроки - чтение и письмо. Килотонны исписанных тетрадок. Советский ребенок привыкал усваивать информацию, читая, и привыкал излагать ее письменно. Это на словах ты можешь "что-то объяснить". А при недостатке слов - жестикулировать, мимикой разбавить. А письменно нет, не получится - требуется ясность мысли и грамотность изложения. Дисциплина мышления получается. Советское образование в этом смысле лучшее было. Письменность формирует системный навык мышления, отсутствие письменности - формирует отсутствие мышления.

Когда мышления нет - тогда детки не могут справиться с учебным материалом, как ты его им не подавай. В легкой, суперлегкой, воздушной форме. Мышления нет, навыка нет, справляться нечем. На субъективном уровне это усталость, потеря концентрации, неустойчивое внимание. И вместо чтобы дать им больше письменного, вместо чтобы интенсифицировать наработку навыка, им, в лучших гуманистических традициях - психотропы. Антидепрессанты. Седативы. Или чего покруче.

Мы пишем о детях, но у меня одно слово, матерное - заебись!

Дети не играют, у детей нет игр, возможности играть в знания. Педагоги гонятся за схватыванием, за яркостью и броскостью. Типа чтобы ребенка вштырило, и он проникся. А в советской школе детей учились вгрызаться. Зубами. Медленно, методично, качественно. Советский ребенок в старших классах мог разговаривать на очень сложные темы. А при самостоятельных занятиях - еще и квалифицированно. Вы думаете, кто поступал в МГУ и МФТИ? Поступали обычные дети, которые просто применяли навык вгрызания в проблему, сформированный письменностью и чтением. Потому что побочным, опосредованным эффектом от письменной формы изложения является систематизация и мышление.

Вот так у них там на Западе с психологией. Больше денег богу денег.

Когда-то давно я в журнале этом приводил документальный фильм, в котором принимала участие ведущий детский психолог Бостонского университета. Еще раз - не сотрудник, а ведущий специалист. Так вот - эта недоделанная корова не смогла правильно вопрос деткам сформулировать. Если там ведущие специалисты такие - какие же там рядовые работники?

Возвращаемся оттуда. Желающие продолжить могут полистать в Интернете. Примеров валом.

Еще раз. То, что мы все время от чего-то освобождаемся - это, как говорится, наши проблемы. И эти проблемы нужно артикулировать. Дети - большая ответственность, и наплевательское, безответственнное отношение к ним, типа главное родить, а там как-то вырастет - это бред собачий. Это самая большая наша проблема. От этой проблемы возникают все остальные проблемы - и детский суицид, и расстрелы в школах, и скандалы в семье с последующим негативным влиянием улицы. Детям надо не про хуй с пиздой на уроках рассказывать, а прививать навыки. И не гомосексуализм пропагандировать, как очередную "свободу", а хотя бы приблизительно объяснять про возрастную психологию. Про то, как правильно разговаривать с детьми.

Пример про меня.

Ну про меня вы поняли - в шесть лет "Робинзон Крузо" от корки до корки, в восемь - аутотренинг, в девять - самолечение от заикание (не до конца правильное в реализации - но вполне адекватное по методике) и диаграмма Герцшпрунга-Рассела. Лет в тринадцать я влип на три смены в пионерлагерь. Ребята, я тоже сидел, у меня был свой ГУЛаг!

Тринадцатилетний (или все же двенадцатилетний?) пионер, всем ребятам пример, насобирал обгоревших спичек, взял прутик, на земле прочертил фортификационные линии - позиции, расставил спички-пушки и давай прутиком обстрел устраивать. Пффф... Пффф... Ну так - не меньше получаса. Увлеченно, всепоглощающе... Это нормально? Это ненормально.

Понимаете, в чем дело... То, что неотыграно в детстве - оно обязательно доигрывается. Уже во взрослом возрасте. Чем меньше играл в детстве - тем чаще регрессивные изменения происходят, тем больше проблем. Потому что Эго, основа личности - она формируется играми, и при их недостатке происходит компенсирующая компенсаторная реакция. Причем мой случай - он как бы еще хороший был, хоть и тяжелый. Аутотренинг, как бы - позволяет, психологическая начитка - короче, сталкиваясь с такими вещами, я хоть понимал, отчего да почему, а если не понимал - то по крайней мере, знал, что это ненормальное, надо как-то перетерпеть, что-то сделать и так далее.

А ведь подавляющее большинство современных людей - они тупые в этом смысле, они не понимают...

Ребята, если бы вы хотя бы отдаленно могли себе представить количество регрессивных форм поведения в современном мире! Слово КОШМАР даже приблизительно не описывает, что творится. Вы Псаки помните? Ребята, даже на этом уровне очевидно регрессивное поведение не вызвало возмущения...

А на Терезу Мей или Бориса Джонсона посмотрите...



И все это не артикулируется, не становится поводом для общественной рефлексии, не влечет никакой коррекции.

Пипл хавает...

Черт, опять написал не совсем то, что хотелось бы. Ладно, продолжим дальше...
promo bigdrum february 17, 2019 22:31 8
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…